Эльвира Иванова
Конспект занятия по ФЭМП «Прогулка по зимнему лесу с Метелью» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Демонстрационный материал:
кукла Метели;
восемь снежинок разного диаметра (для фланелеграфа);
карточки с изображением цифр 1-8 (для фланелеграфа);
фланелеграф;
восемь стрелочек в виде еловых веток (бумажных) и цифры 1-8;
восемь изображений цифры 8, размещенные в интерьере групповой комнаты;
крестовина с подвесными снежинками-пуговками;
изображения цифр 1-8;
наглядный материал на тему «На что похожа цифра 8?»
Раздаточный материал: карточки с изображениями цифр от 1-8 и математических знаков +, =.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Прогулка по зимнему лесу с Метелью“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по математике, ФЭМП
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Ход занятия
1. «Нарядная шубка Метели»
- Отправилась Метель к Зиме за зимним нарядом в зимний лес. Холодно в лесу. Подарила Зима Метели теплую нарядную шубку. (Показ куклы Метели)
Воспитатель: Рассмотрите шубку Метели, обратите внимание на необычные пуговицы:
- На что похожи пуговицы? (Ответы детей.)
- Пуговицы похожи на снежинки. Чем отличаются друг от друга эти снежинки? (Ответы детей.)
- Эти снежинки друг от друга отличаются размером. (Наглядная демонстрация.)
- В какой части шубы находится самая большая пуговка-снежинка: вверху, в середине или внизу? (Ответы детей.)
- Самая большая пуговка-снежинка находится вверху. (Демонстрация.)
- В какой части шубы находится самая маленькая пуговка-снежинка? (Ответы детей.)
- Самая маленькая пуговка-снежинка находится внизу, в нижней части шубки. (Демонстрация.)
- Сколько всего пуговок-снежинок у Метели на шубке? (Ответы детей.)
- Считать надо каждую пуговку-снежинку, без пропусков, иначе результат счета будет неправильным.
- Мы считали снизу вверх. У нас получилось всего восемь пуговок-снежинок. (Демонстрация.)
- А сейчас пересчитаем пуговки сверху вниз. (Один ребенок считает у доски, остальные повторяют хором).
- Изменилось ли количество пуговок? (Ответы детей.)
Педагог подводит детей к выводу:
- Количество предметов не зависит от направления счета.
2. «У Метели в лесу»
- Ходит Метель между деревьев в лесу, заметает путникам, забредшим в зимний лес, дорогу. А мы им поможем, покажем дорогу.
(На полу разложены восемь фигурных стрелочек в виде веток ели и цифры от 1 до 8. Стрелочки указывают направление: вперед, влево, вправо. Рядом с каждой стрелочкой лежит цифра, указывающая, какое количество шагов надо сделать, чтобы достигнуть цели и не заблудиться.
Педагог указывает на схему:
- Что означает эта стрелка? (Предположения детей.)
- Стрелка указывает направление пути. Куда она показывает? В каком направлении? (Ответы детей.)
- Стрелка показывает прямо. (Демонстрация соответствующей стрелки.)
- В какую сторону нам идти? (Ответы детей.)
- Нам идти вперед. (Указание рукой направления движения.)
- Что означает цифра рядом со стрелкой? (Предположения детей.)
- Эта цифра означает количество шагов, которые нам нужно пройти в указанном направлении. (Каждый раз, подходя к новой стрелочке, дети определяют направление, отсчитывают нужное количество шагов и таким образом перемещаются к фланелеграфу.)
3. «Танец снежинок»
- Взмахнула Метель широким рукавом своей нарядной шубки, и закружились снежинки в зимнем танце.
Дети рассматривают снежинки на крестовине (их - много).
Педагог выставляет на фланелеграфе около Метели в один ряд семь снежинок.
- Сколько снежинок кружилось в танце? (Ответы детей.)
- В танце кружилось семь снежинок. (Пересчет на наглядной основе.)
- Какой цифрой можно обозначить число семь? (Ответы детей. Педагог прикрепляет цифру 7 на фланелеграф, дети выкладывают у себя на столе карточку с изображением цифры 7. Рисуют её в воздухе.)
- Прилетела еще одна снежинка. (Педагог прикрепляет снежинку к фланелеграфу чуть в стороне от остальных семи снежинок.)
- Сколько стало снежинок? (Педагог считает вместе с детьми.)
- Как мы получили число восемь? (Ответы детей.)
- Мы к семи прибавили один, получилось восемь. (Демонстрация.)
- Что можно сказать о количестве снежинок: их стало больше или меньше? (Ответы детей.)
- Снежинок стало больше: восемь больше, чем семь. (Поочередная демонстрация. Дети осуществляют запись арифметического действия «сложение» : 7 + 1 = 8. Используется раздаточный материал - карточки с изображением цифр и математических знаков.)
- На сколько их стало больше? (Ответы детей.)
- Снежинок стало больше на одну. Значит, восемь больше семи на один. (Демонстрация снежинки, которая прилетела чуть позже остальных.)
4. «Трудные задания Метели»
- Метель приготовила нам сюрприз. Но получим мы его когда, выполним все ее задания. Согласны? (Ответы детей.)
А. Метель топнула легонько ногой, и закружились в морозном зимнем воздухе маленькие снежные вихри, похожие на любимую цифру Метели - цифру 8. (Демонстрация рисования в воздухе цифры 8.)
- Внимательно слушайте задания Метели.
- Протопать легонько ногами восемь раз. (Действия детей.)
- Нарисовать в воздухе столько же маленьких снежных вихрей, похожих на цифру 8. (Педагог показывает прорисовку цифры 8 в зеркальном изображении по отношению к детям. Дети вслух считают количество рисуемых вихрей.)
- Сколько всего вихрей, похожих на цифру восемь, вы нарисовали? ( Ответы детей: восемь.)
Б. Ветер усилился, снежные вихри увеличились в размере. (Демонстрация рисования в воздухе цифры 8 большого размера.)
- Вот новые задания Метели.
- Протопать ногами восемь раз сильнее. (Действия детей.)
- Нарисовать в воздухе восемь больших вихрей, похожих на цифру 8. (Дети рисуют в воздухе, зрительно ориентируясь на наглядный образец - изображение цифры 8.)
5. «Кто самый внимательный?»
- Метель хочет вас испытать : узнать, кто самый внимательный?
Педагог предлагает найти цифру 8 в интерьере групповой комнаты; посчитать, сколько раз она встречается.
- Сколько цифр вы видите вокруг? (Ответы детей.)
- Цифра 8 нам встретилась восемь раз. (Демонстрация всех цифр 8 в интерьере групповой комнаты.)
- Какой цифрой можно обозначить число восемь? (Ответы детей)
6. «Сюрприз Метели : красивая снежинка»
- А вот и сюрприз Метели. (Педагог демонстрирует крупную снежинку - сюрприз Метели. Дети рассматривают её.)
- Сколько лучиков у снежинки? (Ответы детей.)
- Какой цифрой можно обозначить количество лучиков? (Ответы детей.)
- Количество лучиков можно обозначить цифрой 6. Нарисуйте эту цифру в воздухе (на мокрой доске, на столе - пальцем).
Физкультминутка. Образное перевоплощение «Снежинки»
- Взмахнула Метель рукавом, и все ребята превратились в снежинки. (Включить музыкальную запись. Дети совершают легкие движения, имитируя полет и приземление снежинок.)
- Притопнула Метель легонько ногой, и дети из снежинок снова в ребят превратились. (Дети ложатся на пол (на спину) и слушают музыкальную запись.)
Педагог подходит к каждому ребенку и гладит его по голове.
7. «Любимое число Метели»
Педагог предлагает детям вспомнить те ситуации занятия, когда они встречались с числом восемь. (Ответы детей.)
- Какое число самое любимое у Метели? (Ответы детей.)
- Число восемь - это любимое число Метели. (Демонстрация изображения цифры 8.)
8. «Любимая цифра Метели»
- Какой цифрой можно обозначить число восемь? (Ответы детей.)
- Какая цифра самая любимая у Метели? (Ответы детей.)
- Цифра 8 - самая любимая цифра Метели. Она научилась ее изображать лучше всех. (Демонстрация цифры 8.)
- На что похожа цифра 8? (Ответы детей)
Восемь
У восьмерки два кольца
Без начала, без конца. (С. Маршак)
Нуль подставил спинку брату.
Тот забрался не спеша.
Стали новой цифрой братцы,
Не найти нам в ней конца.
Повернуть ее ты можешь,
Головой поставить вниз.
Цифра будет все такой же.
Ну, подумай? Напиши! (В. Данько)
Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Ну какая цифра Я? (Г. Виеру)
Цифра восемь, что за вид?
Баба снежная стоит!
«А еще, - сказвал Сашок, -
Перевязанный мешок». (В. Гудимов)
Подвижная игра «Метелица». По типу игры «Догонялки» : дети убегают от водящего-Метелицы, тот, кого он «заморозил», замирает в статичной позе.