Марина Цепцура
Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему : «Овощи».
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, срезать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).
Публикация «Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, дыхания, мышления, конструктивного праксиса, тонкой, общей и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Оборудование. Натуральные овощи (целые и разрезанные на части, корзинка, предметные картинки с изображениями овощей, игрушки овощи и фрукты, игрушки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики, лото «Один — много», вывеска «Базар», кукла «баба Наташа».
Предварительная работа. Экскурсия с родителями на рынок или в магазин «Овощи — фрукты», рассматривание овощей, разучивание упражнения «Урожай».
Ход занятия
Организационный момент. Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи.
Логопед вносит в кабинет куклу бабушки. Дети встречают его, сидя полукругом на ковре. Логопед знакомит детей с героем бабушкой Наташей и читает стихотворение от ее лица.
Логопед. В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
И ста одежках старичок?
Ребята, посмотрите, что принесла нам бабушка Наташа?
Дети. Овощи.
Логопед. Откуда она их принесла?
Дети. Из огорода.
Логопед. Где растут овощи?
1-й ребенок. В огороде.
2-й ребенок. На грядках.
3-й ребенок. В теплице.
4-й ребенок. В парнике.
Логопед. Правильно. Сегодня мы с вами будем рассматривать овощи и говорить о них.
Рассматривание овощей. Беседа. Уточнение и расширение словаря. Развитие тактильных ощущений.
Логопед достает из корзинки овощи по одному, предлагает детям потрогать их и рассмотреть, задает вопросы.
Логопед. Что это? (Показывает морковь.)
1-йребенок. Это морковка.
Логопед. Какая она?
1-йребенок. Она длинная, красная, гладкая.
Логопед. Где она растет?
1-йребенок. В огороде, на грядке. Логопед. Что это? (Показывает помидор.)
2-й ребенок. Это помидор.
Логопед. Какой он?
2-й ребенок. Он круглый, красный, мягкий.
Логопед. Где он растет?
2-й р е б е н о к. На грядке. В теплице. Логопед. Что это? (Показывает огурец.)
3-й ребенок. Огурец.
Логопед. Какой он?
3-й ребенок. Зеленый, длинный, колючий.
Логопед. Где он растет?
3-й ребенок. На грядке. В парнике.
Логопед. Вы очень хорошо рассказали об овощах. Бабушка Наташа вас все хвалит!
Игра «Узнай овощ».
Воспитание правильного физиологического дыхания. Развитие глубокого вдоха.
Логопед убирает овощи в корзинку и накрывает его тканью, чтобы он не отвлекал детей, достает блюдо с нарезанными овощами.
Логопед. Мы рассмотрели овощи, которые принесла вам бабушка Наташа, а теперь давайте их понюхаем. Сначала понюхаем ломтики огурца. Посмотрите, как нюхаю их я.
Логопед показывает, как делается глубокий вдох через нос: плавно, медленно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают ломтики огурца. Затем логопед и дети по очереди нюхают лук, чеснок, укроп и запоминают запахи.
Логопед. А теперь давайте проверим, запомнили ли вы, как пахнут овощи.
Логопед завязывает глаза по очереди детям и предлагает нюхать овощи, следя за тем, чтобы они делали вдох правильно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают овощи и называют их.
Логопед. Какие вы молодцы! Узнали все овощи по запаху!
Игра «Базар».
Логопед убирает блюдо с овощами, приглашает детей к столу, на котором разложены овощи. Дети по очереди подходят к столу, логопед предлагает детям купить овощи, выполняя речеслуховую инструкцию.
Логопед. Саша, возьми с прилавка сначала помидор, а потом огурец.
Логопед. Правильно. Послушайте стихи про помидор и огурец.
Вот красавец помидор —
Круглый, толстый, гладкий.
Щеки докрасна натер
И висит над грядкой.
Вот зеленый огурец,
Длинноусый молодец.
Он от холода дрожит,
Весь в пупырышках лежит.
Логопед. Какой огурец?
Дети. Зеленый огурец!
Логопед. А какой помидор?
Дети. Красный помидор.
Логопед оценивает выполнение задания каждым ребенком.
Упражнение «Урожай».
Логопед приглашает детей встать на ковер и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения.
В огород пойдем,
Урожай соберем. Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем «Таскают» : выполняют наклоны с имитирующими движениями рук.
И картошки накопаем. «Копают» : выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой.
Срежем мы кочан капусты, «Срезают» : одной рукой держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан.
Круглый, сочный,
очень вкусный. Рисуют в воздухе круг три раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут» : приседают и выполняют имитирующие хватательные движения обеими руками.
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
Лото «Один — много». Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).
Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер.
Логопед. Вы немного отдохнули, подвигались. Теперь можно поиграть в лото.
Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков.
Логопед. На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного овоща. На ту часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку, где много овощей. Овощи нужно подобрать парами. Например, помидор — помидоры. Выполняйте.
Дети подбирают карточки.
Логопед. А теперь расскажите, как вы подобрали карточки.
Дети показывают свои карточки и называют сначала один овощ, а затем много овощей.
1-й ребенок. Огурец — огурцы.
2-й ребенок. Кабачок — кабачки.
3-й ребенок. Боб — бобы.
4-й ребенок. Баклажан — баклажаны.
Логопед. Очень хорошо!
Артикуляционная гимнастика. Развитие общей артикуляционной моторики.
Логопед приглашает детей к зеркалу.
Логопед. Сегодня мы отправимся в огород, а чтобы нам было весело в пути, давайте поиграем с нашими губками, щечками и язычком. Я буду показывать вам упражнения, а вы повторяйте за мной! Давайте послушаем о чем, же разговаривают овощи на грядках.
Развитие речевого дыхания и голоса «Разговоры овощей».
Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый.
«Па-пу, пы-по!».
Огурец: «Пы-бы, по-бо».
Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: То-ты-ту».
Вот пришла в огород бабушка и громко сказали: «Ох!», «Ах!», «Ух!».
Вот вошел в огород дедушка и тихо сказал: «Ох!», «Ах!», «Ух!».
Вот вошла в огород внучка и шепотом сказала: «Ох!», «Ах!», «Ух!».
Массаж биологически активных точек лица «Горох».
В магазине жил горох -массируем щеки круговыми движениями.
Закричал горох: «Ох- Ох!»- массируем уши сверху вниз.
Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите- массируем внешние уголки глаз.
Ну, скорей меня купите- нажимаем на крылья носа указательными пальцами.
От конфет ведь пользы нет-указательными пальцами массируем уголки губ.
Я нужней, чем сто конфет!- прижимаем ладони к щекам.
Упражнения для язычка:
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот.
Упражнение «Тыква»-широко открыть рот и удерживать под счет до пяти.
Упражнение «Толстячки-Худышки»-изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты-«толстячки», а лук, чеснок, стручок гороха-«худышки». Поочередно надувать и втягивать щеки.
Упражнение «Лопата». Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты. Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии. Копаем картошку-кончик языка поднимать и опускать, закрывая, то верхнюю, то нижнюю губу.
Логопед. Мне очень понравилось, как вы делали гимнастику.
Окончание занятия. Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.