Марина Цепцура
Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему : «Овощи».
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, срезать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, дыхания, мышления, конструктивного праксиса, тонкой, общей и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Оборудование. Натуральные овощи (целые и разрезанные на части, корзинка, предметные картинки с изображениями овощей, игрушки овощи и фрукты, игрушки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики, лото «Один — много», вывеска «Базар», кукла «баба Наташа».
Предварительная работа. Экскурсия с родителями на рынок или в магазин «Овощи — фрукты», рассматривание овощей, разучивание упражнения «Урожай».
Ход занятия
Организационный момент. Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи.
Логопед вносит в кабинет куклу бабушки. Дети встречают его, сидя полукругом на ковре. Логопед знакомит детей с героем бабушкой Наташей и читает стихотворение от ее лица.
Логопед. В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
И ста одежках старичок?
Ребята, посмотрите, что принесла нам бабушка Наташа?
Дети. Овощи.
Логопед. Откуда она их принесла?
Дети. Из огорода.
Логопед. Где растут овощи?
1-й ребенок. В огороде.
2-й ребенок. На грядках.
3-й ребенок. В теплице.
4-й ребенок. В парнике.
Логопед. Правильно. Сегодня мы с вами будем рассматривать овощи и говорить о них.
Рассматривание овощей. Беседа. Уточнение и расширение словаря. Развитие тактильных ощущений.
Логопед достает из корзинки овощи по одному, предлагает детям потрогать их и рассмотреть, задает вопросы.
Логопед. Что это? (Показывает морковь.)
1-йребенок. Это морковка.
Логопед. Какая она?
1-йребенок. Она длинная, красная, гладкая.
Логопед. Где она растет?
1-йребенок. В огороде, на грядке. Логопед. Что это? (Показывает помидор.)
2-й ребенок. Это помидор.
Логопед. Какой он?
2-й ребенок. Он круглый, красный, мягкий.
Логопед. Где он растет?
2-й р е б е н о к. На грядке. В теплице. Логопед. Что это? (Показывает огурец.)
3-й ребенок. Огурец.
Логопед. Какой он?
3-й ребенок. Зеленый, длинный, колючий.
Логопед. Где он растет?
3-й ребенок. На грядке. В парнике.
Логопед. Вы очень хорошо рассказали об овощах. Бабушка Наташа вас все хвалит!
Игра «Узнай овощ».
Воспитание правильного физиологического дыхания. Развитие глубокого вдоха.
Логопед убирает овощи в корзинку и накрывает его тканью, чтобы он не отвлекал детей, достает блюдо с нарезанными овощами.
Логопед. Мы рассмотрели овощи, которые принесла вам бабушка Наташа, а теперь давайте их понюхаем. Сначала понюхаем ломтики огурца. Посмотрите, как нюхаю их я.
Логопед показывает, как делается глубокий вдох через нос: плавно, медленно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают ломтики огурца. Затем логопед и дети по очереди нюхают лук, чеснок, укроп и запоминают запахи.
Логопед. А теперь давайте проверим, запомнили ли вы, как пахнут овощи.
Логопед завязывает глаза по очереди детям и предлагает нюхать овощи, следя за тем, чтобы они делали вдох правильно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают овощи и называют их.
Логопед. Какие вы молодцы! Узнали все овощи по запаху!
Игра «Базар».
Логопед убирает блюдо с овощами, приглашает детей к столу, на котором разложены овощи. Дети по очереди подходят к столу, логопед предлагает детям купить овощи, выполняя речеслуховую инструкцию.
Логопед. Саша, возьми с прилавка сначала помидор, а потом огурец.
Логопед. Правильно. Послушайте стихи про помидор и огурец.
Вот красавец помидор —
Круглый, толстый, гладкий.
Щеки докрасна натер
И висит над грядкой.
Вот зеленый огурец,
Длинноусый молодец.
Он от холода дрожит,
Весь в пупырышках лежит.
Логопед. Какой огурец?
Дети. Зеленый огурец!
Логопед. А какой помидор?
Дети. Красный помидор.
Логопед оценивает выполнение задания каждым ребенком.
Упражнение «Урожай».
Логопед приглашает детей встать на ковер и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения.
В огород пойдем,
Урожай соберем. Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем «Таскают» : выполняют наклоны с имитирующими движениями рук.
И картошки накопаем. «Копают» : выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой.
Срежем мы кочан капусты, «Срезают» : одной рукой держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан.
Круглый, сочный,
очень вкусный. Рисуют в воздухе круг три раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут» : приседают и выполняют имитирующие хватательные движения обеими руками.
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
Лото «Один — много». Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).
Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер.
Логопед. Вы немного отдохнули, подвигались. Теперь можно поиграть в лото.
Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков.
Логопед. На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного овоща. На ту часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку, где много овощей. Овощи нужно подобрать парами. Например, помидор — помидоры. Выполняйте.
Дети подбирают карточки.
Логопед. А теперь расскажите, как вы подобрали карточки.
Дети показывают свои карточки и называют сначала один овощ, а затем много овощей.
1-й ребенок. Огурец — огурцы.
2-й ребенок. Кабачок — кабачки.
3-й ребенок. Боб — бобы.
4-й ребенок. Баклажан — баклажаны.
Логопед. Очень хорошо!
Артикуляционная гимнастика. Развитие общей артикуляционной моторики.
Логопед приглашает детей к зеркалу.
Логопед. Сегодня мы отправимся в огород, а чтобы нам было весело в пути, давайте поиграем с нашими губками, щечками и язычком. Я буду показывать вам упражнения, а вы повторяйте за мной! Давайте послушаем о чем, же разговаривают овощи на грядках.
Развитие речевого дыхания и голоса «Разговоры овощей».
Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый.
«Па-пу, пы-по!».
Огурец: «Пы-бы, по-бо».
Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: То-ты-ту».
Вот пришла в огород бабушка и громко сказали: «Ох!», «Ах!», «Ух!».
Вот вошел в огород дедушка и тихо сказал: «Ох!», «Ах!», «Ух!».
Вот вошла в огород внучка и шепотом сказала: «Ох!», «Ах!», «Ух!».
Массаж биологически активных точек лица «Горох».
В магазине жил горох -массируем щеки круговыми движениями.
Закричал горох: «Ох- Ох!»- массируем уши сверху вниз.
Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите- массируем внешние уголки глаз.
Ну, скорей меня купите- нажимаем на крылья носа указательными пальцами.
От конфет ведь пользы нет-указательными пальцами массируем уголки губ.
Я нужней, чем сто конфет!- прижимаем ладони к щекам.
Упражнения для язычка:
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот.
Упражнение «Тыква»-широко открыть рот и удерживать под счет до пяти.
Упражнение «Толстячки-Худышки»-изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты-«толстячки», а лук, чеснок, стручок гороха-«худышки». Поочередно надувать и втягивать щеки.
Упражнение «Лопата». Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты. Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии. Копаем картошку-кончик языка поднимать и опускать, закрывая, то верхнюю, то нижнюю губу.
Логопед. Мне очень понравилось, как вы делали гимнастику.
Окончание занятия. Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.