Оксана Хайко
Конспект подгруппового занятия по постановке звука [Р] с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия по постановке звука Р
Форма проведения занятия : подгрупповое
Тема: Звук [р]. Этап постановки
Цели:
1. Коррекционно – образовательные:
а) закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
б) уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
Публикация «Конспект подгруппового занятия по постановке звука [Р] с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
в) упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
г) закрепить зрительный образ буквы [Р].
2. Коррекционно – развивающие:
а) развивать мимическую мускулатуру детей;
б) развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
3. Коррекционно – воспитательные:
а) формировать положительную установку на участие в занятии;
б) формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование:
Зеркало,ватный мячик, цифры от 1 до 9, карточки с буквами, карточки с картинками.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята! Как ваши дела? Как настроение?
Сегодня мы продолжаем работу над звуком [Р] и попытаемся вызвать у вас этот звук.
- Сначала проведем разминку
Представьте, как будто мы свами силачи. Мы поднимаем тяжёлую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, затем левой, а теперь поднимаем штангу. У нас напряжены не только руки, но и ноги и всё тело. После такой нагрузки надо расслабиться.
- Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику. Многие из упражнений вы уже знаете.
Упражнения для губ:
«Улыбка» - статическое
«Трубочка» - статическое
«Улыбка», «Трубочка» - динамическое
Упражнение «Лошадка» – поцокать языком, как лошадка, замедляя и ускоряя темп.
Упражнение «Грибок» — язык присосать к твердому небу и до предела растянуть уздечку, удерживать ее в таком положении как можно дольше, затем щелкнуть языком и повторить упражнение несколько раз.
Сидя перед зеркалом, тянуть кончик языка к альвеолам.
Упражнение «Пулеметчик» : ребенок сидит перед зеркалом и, широко открыв рот удерживая кончик языка у альвеол и быстро подряд произносить звук д-д-д-д-д-д. важно, чтобы ребенок видел быстрые удары кончика языка. Темп ударов должен постепенно учащаться, а ритм колебания языка изменяться.
- Оказывается, для того, чтобы правильно произносить звуки, в том числе и «Р», нужно научиться правильно дышать.
.Игра "футбол"
С силой будем задувать мяч в ворота, так чтобы выдуваемая воздушная струя была очень сильной.
- Скажите, какой звук [р] гласный или согласный? Мягкий или твердый? Звонкий или глухой? Почему?
- Посмотрите внимательно на положение губ, они открыты, раскрой губы так же. Молодцы.
- Зубки тоже открыты на небольшое расстояние.
- Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик язык и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Показать рукой, какой язычок?
Что он напоминает? (чашечку).
- Посередине языка идет воздушная струя, подуй так, чтобы струя воздуха шла посередине языка. Поставь ладошку, ощути ее.
- Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Используем прием постановки от звука Д.
Откройте широко рот, передний край языка подними за верхние зубы к альвеолам. И говори с придыханием Д-Д-Д. Язык «прыгает на бугорок». Хорошо видны удары кончика языка, который, то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Быстро говорите звук Д-Д-Д и в это время приводим своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.
Игра «Какой звук по счету».
У детей цифры от 1 до 9. Я буду произносить слова, а вы определите какой по счету звук Р в слове, и поднимите соответствующую букву.
Примерные слова: пирамида, кобура, рука, ведро, костер, сахар, артист, кобра, космодром, командир, рот, горы, кобра.
Игра «Подними букву»
- Я буду называть слова: рыба, жаба, портфель, лампа, жираф, лопата, вертолет, ежик, бегемот, виноград. А вы поднимите букву Р, если в слове есть звук Р.
- Потренируемся произносить звук [Р]. Повторяйте за мной:
ДР…А – ДР…А – ДР…А
ДР…О – ДР…О – ДР…О
ДР…У – ДР…У – ДР…У
ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы
- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук [Р])
-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)
-Дайте характеристику этому звуку (Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)
- Вы сегодня хорошо занимались, молодцы.
Домашнее задание: раскрасить корабль и нарисовать виды транспорта в названии которых есть звук Р. Выполнить артикуляционную гимнастику: «Лопата», «Грибок», «Вкусное варенье», «Маляры», «Дятел».