Анна Музалёва
Конспект подгруппового логопедической ОД в старшей группе компенсирующей направленности по обучению грамоте «Звуки [Н], [Н’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Звуки н, нь»
Цель: знакомство со звуками [н], [нь]
Задачи. В ходе НОД создать условия для:
- уточнения произношения звуков н, нь;
- обозначения характеристики по акустико – артикуляционным признакам;
- знакомства с понятиями «согласный звук, звонкий, твёрдый - мягкий»;
- выделения звуков н, нь из состава слова;
- знакомства с анализом и синтезом прямого и обратного слога;
- развития логическое мышление, внимание, общей моторики.
Темочки:
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: индивидуальные зеркала, сигнальные фонарики, схемы, предметные картинки
Ход занятия.
1. Организационный момент. Объявление темы занятия.
- Посмотрите ребята на картину, кто на ней изображен? Девочка и мальчик. Как думаете, кто старше, а кто младше? Девочка старше мальчика. Её зовут Наташа, а мальчика Никита.
С какого звука начинается имя Наташа?
2. Характеристика звука.
-Возьмите зеркала. Произнесите звук н. Можно ли звук н спеть? (нет). Почему? Как мы его произносим? Рот приоткрыт. Язычок поднимается к верхним зубкам и не дает воздуху пройти. Воздух встречает преграду и проходит через нос. Звук н- согласный.
- Верно! Ребята, звук [Н] – какой это звук : гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Повторите звук [Н] с кулачком (дети повторяют звук [Н] несколько раз, стуча кулачком по столу, ассоциируя его с твёрдостью).
-Верно! Звук [н] — это согласный звук. А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [н]. Горлышко «дрожит»? Значит звук [н] какой? Дети: Звук [н] — звонкий.
- Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук [Н](Твёрдый согласный звук [Н] обозначаем синим цветом).
С какого звука начинается имя Никиты? Нь. Какой это звук? – согласный, мягкий, звонкий.
- Повторите [Нь].
- Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук [Нь](Мягкий согласный звук [Нь] обозначаем зелёным цветом).
3. Игра «Топни ногой»
-Услышав звук Н, топни ногой:
А) Н,М,Н,Т,П,К,И,Н…
Б) АН,ОМ,УН, УМ,ЫН,ОМ…
В)ноты, маки, мост, носки, батон, дом, носорог, маяк, стакан, мыло, бант.
4. Выполнение звукового анализа слога АН с звуковыми фишками.
- Звук Н предлагает вам выложить из квадратов слог АН.
- Какой первый звук в слоге АН? (В слоге АН первый звук А).
- Поставьте кружок на дорожке. Произнесите его. Расскажите все о звуке А (Звук А гласный).
- Какой второй звук в слоге АН? (В слоге АН второй звук Н).
- Прочитаем слог по схеме (АН).
- Что получится если поменять звуки местами? НА (первый звук согласный, второй гласный).
- Давайте выложим слог НИ. Первый звук какой? (нь – зелёный кружок). Второй звук И (красный).
- Поменяем местами. Что изменилось? Звук Н – стал твёрдым – меняем цвет.
5. Физминутка «Ножки»
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке.
Ножки накрест — опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: «Вставай» —
Им рукой не помогай.
6. Игра «Скажи наоборот» (закрепление звука в словах).
- Маленький Никита иногда капризничал и все делал наоборот. Наташа его просит убрать игрушки, а он раскидывает. А давайте и мы поиграем в «скажи наоборот» словом со звуков Н, НЬ.
высоко —.
налево — …
верхний —.
вперед —.
аккуратный —.
старый —.
спрятать —.
вылить —.
снять —.
земля —.
день —.
конец — …
- Молодцы! Вспомните слова, которые начинаются с твёрдого Н? С мягкого Нь?
7. Игра «Подари подарки» (закрепление звука в предложениях).
- Ребята, посмотрите на картинки. Давайте их подарим детям. Наташе картинки со звуком Н, Никите со звуком Нь. Дети по очереди берут картинку и говорят: Насос я подарю Наташе.
8. «Повторим стишки» (закрепление звуков в чистоговорках).
Дети так порадовались нашим подаркам и решили сочинить для нас весёлые стишки для хорошего настроения. Давайте повторим.
Ни, ни, ни — грусть-тоску гони!
На, на, на — светит нам луна.
Но, но, но — на луне идет кино.
Ну, ну, ну — ждут тебя одну.
Ны, ны, ны — смех и радость нам нужны.
9. Знакомство с буквой.
Посмотрите на доску. Так обозначаются звуки Н, Нь - буквой Н. Чем отличаются звуки и буквы? На что похожа буква?
10. Итог занятия.
Вспомните: какие звуки мы с вами выучили? Что мы о них узнали? Молодцы. Поощрение детей.