Светлана Смирнова
Конспект подгруппового логопедического занятия «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- уточнение и расширение знаний детей по теме «Весна»;
- активизация словаря детей по данной теме;
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным;
- упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий связно, в логической последовательности;
Коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста;
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- формировать навыки звуко-буквенного анализа;
- закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- продолжать развивать психические процессы: внимание, память, наглядно-образное мышление;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать доброе, бережное отношение к природе;
- воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность.
Оборудование: игрушка-солнышко, прищепки, схемы-мнемотаблицы с изображением признаков весны, письмо в конверте, воздушный шар, мяч, ноутбук, аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Подснежник».
Предварительная работа:
- наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны»;
- чтение стихов, рассказов о весне;
- рассматривание картин о весне и ее признаках, наблюдения за весенними признаками.
Ход занятия
I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце»)
Логопед : Ребята, посмотрите, кто вас сегодня встречает?
Дети: Солнышко.
Логопед : Давайте поприветствуем солнышко, друг друга и наших гостей. Пожелаем гостям и друг другу доброго утра.
Доброе утро - нам шепчут цветы,
Доброе утро – журчат ручейки,
Доброе утро – шумят тополя,
Доброе утро – родная земля,
Доброе утро – солнцу и птицам,
Доброе утро – улыбчивым лицам!
- Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения!
- Ребята, мне кажется, что наше солнышко немного грустное, потому что у него нет лучей. Лучами у нас будут прищепки. Каждый из вас будет говорить, какое солнышко и прикреплять прищепку. (Развитие мелкой моторики, подбор определений к слову солнышко).
Логопед : Вот теперь наше солнышко засветилось, заиграло и готово освещать нам путь.
2. «Сообщение темы занятия»
Логопед : Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в путешествие, а к кому вы сейчас отгадаете сами.
(На мольберте картинки Варежки, енот, слон, носки, аист и магнитные буквы В,Е,С,Н,А). Составьте слово только из первых звуков каждой картинки, а теперь составьте это слово из магнитных букв.
Логопед : Мы отправляемся на встречу весне.
Логопед : Ребята, посмотрите, что это оказалось у нас на пути?
Дети: Это воздушный шарик, а в нем письмо.
Логопед : Хотите узнать, что в нем написано? Давайте прочтем.
«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвиненок. Я никогда не видел весну, и хотел бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста».
Проблемная ситуация:
Логопед : Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь пингвиненку?
Ответы детей.
Логопед : Правильно, мы можем поговорить про весну, рассказать о ней, загадать загадки о весне, послушать мелодии весны, нарисовать рисунок.
Итак, давайте попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение весной.
Но, сначала, я расскажу вам историю о веселом язычке, а вы мне поможете. Нашу историю будет сопровождать аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла Времена года.
3. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.
4. Пальчиковая игра «Цветы»
Наши дивные цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши дивные цветы закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
5. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»
Логопед : Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.
Игра с мячом «Какая, какое?» (в кругу)
Весна (какая) – ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, дождливая, звонкая, цветущая, красивая…
Облака (какие) – легкие, пушистые, кучерявые, воздушные…
Небо (какое) – голубое, синее, высокое…
А сейчас давайте придумаем предложения про весну. В этом нам поможет картина «Ранняя весна»
Дети:
- Весной солнце светит ярче, пригревает сильнее.
- Весной на крышах домов тают, капают сосульки.
- Весной на деревьях набухают почки и появляются зеленые листочки.
- Весной появляются проталины.
- Весной на проталинах расцветают подснежники.
- Весной дети пускают кораблики по ручейкам.
- Весной животные просыпаются после зимней спячки.
- Весной из теплых стран возвращаются перелетные птицы: грачи, скворцы, ласточки.
- Весной люди меняют теплую одежду на более легкую.
Молодцы, ребята, вы придумали много красивых предложений.
А теперь давайте для встречи скворцов построим скворечник.
Пальчиковая игра «Скворечник»
Тук, тук, тук, тук,
Раздается громкий стук.
Будем ждать мы птенцов
Строим дом для скворцов
Вот такие стены, вот с такой крышей, вот с таким окошком.
Логопед : А сейчас я предлагаю вам составить свои рассказы о весне, чтобы мы могли их записать и отослать пингвиненку и его друзьям в Антарктиду. В этом вам помогут наши помощницы-таблицы.
Дети: Составляют рассказы с помощью мнемотаблиц.
Логопед : Спасибо, ребята, мы обязательно отправим ваши рассказы о весне пингвиненку.
Итог: Скажите, ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?
Кому мы помогали? Что для вас было сложным, а что более легким? Что понравилось?
Логопед : Молодцы, спасибо вам за ваши рассказы. Я хочу подарить вам раскраски, которые вы раскрасите в группе или дома. Мы их вместе с вашими рассказами отправим пингвиненку.