Меркулова Ольга
Конспект НОД по развитию речи на тему «Составление рассказа о весне с опорой на графические схемы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: совершенствовать умение детей составлять рассказ с опорой на графические схемы.
Обучающие задачи:
1. Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна».
2. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, умение подбирать противоположные по смыслу слова).
3. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности.
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Развивающие задачи :
1. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
2. Развивать связную речь, умение слушать других, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей.
3. Закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказа по графическим схемам.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, сочувствовать, помочь.
2. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Виды деятельности: коммуникативный, познавательно –исследовательский.
Методы и приемы:
- словесный : беседа, чтение письма, вопросы, составление рассказа с помощью графических схем;
- наглядный: рассматривание картинок-схем; картинок с животными, весенними месяцами.
- игровой: дидактические игры («Скажи наоборот», «Добавь словечко»).
Материалы и оборудование: картинки животных, картинки весенних месяцев, картинки-схемы, конверт с письмом, мяч, доска.
Предварительная работа:
• чтение стихотворений и рассказов о весне,
• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны»,
• разучивание стихотворений о месяцах весны,
• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Ход непрерывной образовательной деятельности.
1. Вводная часть (мотивация).
В. : - Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, я увидела на нашем участке лежит письмо. На конверте написано: ребятам детского сада №33, старшей группы «В». На конверте так же написано, что письмо нам прислала сорока. Давайте прочитаем, что же она нам пишет.
Письмо.
Ребята, в лесу случилась беда! Все лесные жители очень обеспокоены. Весна никак не может добраться до леса. Солнышко не греет, снег не тает, медведь не просыпается, птицы не поют. Злая колдунья заколдовала лес. А чтобы его расколдовать необходимо, выполнить ее задания. Посмотрите, в конверте лежат карточки. В каждой карточке заколдовано предложение, как только вы его расколдуете, то сможете открыть карточку и увидеть, что на ней изображено. Таким образом, с помощью картинок-схем вам необходимо будет составить рассказ. А вот и сам рассказ. Послушайте его внимательно.
Рассказ.
Наступила весна. Солнышко ярко светит. Подул теплый ветер. Заплакали сосульки с крыш. На деревьях набухают почки. Перелетные птицы возвращаются из теплых стран. Животные просыпаются от зимней спячки. Скворец запел свою весеннюю песенку.
В. : - Вот, ребята, какой рассказ нам необходимо составить с помощью картинок – схем.
2. Основная часть.
В. : - Присаживаемся на стульчики. Перед тем как начать выполнять задания, я хочу вам напомнить слушать необходимо внимательно, для ответа поднимать руку и друг друга не перебивать.
1. Наступила весна. Солнышко стало ярче светить.
В. : Чтобы расколдовать эти предложения, необходимо назвать весенние месяцы. (Дети называют весенние месяцы. Читают стихотворения о весенних месяцах. Открываем картинку – схему, вешаем ее на доску).
2. Подул теплый ветер.
В. : Чтобы расколдовать эти предложения, необходимо к словам подобрать признак предмета. На какой вопрос отвечает признак предмета? (ответы детей).
Подобрать признак предмета к словам: весна, небо, солнце, ветер, подснежник.
3. Заплакали сосульки с крыш.
В. : Чтобы расколдовать эти предложения, необходимо к словам подобрать противоположные по смыслу слова.
Проводится игра «Скажи наоборот».
Слова: холодный, твердый, северный, большой, чистый, высокий, легкий, сильный, сухой, светлый.
4. На деревьях набухают почки.
В. : Чтобы расколдовать эту картинку, давайте отправимся гулять в лес. А если мы идем в лес, где растут одни березы, значит это лес какой? А если одни ели? Сосны? Клены? Дубы? Рябины? Каштаны? Липы?
Физкультминутка: Приветствие «Солнышко»
Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками вверх, встают на носки)
Яркие лучики нам протяни
(вытягивают руки вперед ладошками вверх)
Ручки мы вложим в ладошки твои
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)
Нас покружи, оторвав от земли
(кружатся парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются цепочкой, держа друг друга за руки)
Там мы все дружно встанем в кружок
(образовывают круг)
С песнями водим мы хоровод
Солнышко с нами по кругу идет.
(идут по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки
(хлопают в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки
(идут быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, руки кладут под щеку)
Мы же на место сядем с тобой.
(тихо садятся на свои места)
5. Перелетные птицы возвращаются из теплых стран. Животные пробуждаются от зимней спячки.
В. : Злая колдунья хочет проверить, как вы умеете отгадывать загадки и она подготовила загадки про птиц, попробуйте их отгадать, слушайте внимательно.
1. Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовется птица… (грач)
2. Хочет высоко летит,
Хочет в воздухе весит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет (жаворонок)
3. Во дворе стоит дворец
Там живет один певец
Очень ловкий молодец
И зовут его … (скворец)
4. В теплый край не улетает
На морозе распевает,
Эта птичка невеличка
Называется… (синичка)
6. Скворец запел свою весеннюю песенку.
В. : Вот какое веселое предложение нам необходимо с вами расколдовать. Сейчас я буду говорить предложение, а тот, кого я назову попробует отгадать последнее слово в этом предложении.
1. Солнцем радует погода, просыпается…
2. Соловьи разводят трель, с крыши капает…
3. Птичкам стало не до сна, в гости к нам пришла…
4. Вот какая капризулька, это звонкая…
5. Почему бежит без ног? Потому что…
6. Отчего грачи кричат? Строят гнезда для…
7. На березе под окошком распускаются…
8. Будет утром нас капель в гости к нам пришел…
9. Куртки теплые снимай, на дворе ведь месяц…
- Молодцы, ребята! Все картинки мы расколдовали, схемы все готовы. И сейчас, глядя на эти схемы попробуйте рассказать о весне. (вызываю не менее четырех детей). По схемам дети составляют рассказ о весне.
3. Заключительная часть (рефлексия)
В. : Молодцы, ребята, со всеми заданиями злой колдуньи вы справились. Сразу было видно, что вы хотели помочь лесным жителям! Давайте вспомним, какое же для вас сегодня было самым трудным заданием? А какое задание вам было выполнять легче остальных?
- Подведем итог мы с вами,
Чем сегодня занимались?
О весне мы говорили
И ее приметах в мире.
Речь свою обогащали,
Связь в словах осуществляли,
На вопросы отвечали
И рассказ мы составляли.
Теперь весна обязательно доберется до леса и все лесные жители вам за это очень благодарны. Огромное вам спасибо!