ТАТЬЯНА СПЕСИВЦЕВА
Конспект занятия «Обучение составлению рассказа-описания с опорой на картинку» по развитию связной речи у учащихся 2 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Обучение составлению рассказа-описания с опорой на картинку»
Лексическая тема: Зима
Цель – научить детей составлять рассказ-описание с опорой на картинку.
Задачи:
Коррекционно-обучающие :
• Развивать связную монологическую речь;
• Способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме «Времена года: зима»;
• Формировать грамматический строй речи в предложении;
Публикация «Конспект занятия „Обучение составлению рассказа-описания с опорой на картинку“ по развитию связной речи у учащихся 2 класса» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
• Научить образовывать относительные прилагательные.
Коррекционно-развивающие :
• Развивать фонематические процессы;
• Формировать временные категории;
• Развивать навык подбора однокоренных слов (слов-родственников);
• Развивать навык словоизменения;
• Развивать грамматический строй речи;
• Развивать слуховое восприятие;
• Развивать умение объективно оценивать свою работу и работу товарищей;
• Развивать высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление;
• Развивать коммуникативные навыки.
Коррекционно-воспитывающие:
• Воспитывать чувство товарищества;
• Воспитывать чувство взаимопомощи;
• Воспитывать умение работать в группе;
• Воспитывать навык самоконтроля.
Оборудование: технические средства – компьютер, колонки, наглядные средства – рабочие тетради, мячик, цветные карандаши и фломастеры, предметные картинки, звуковые фишки, фланелеграф.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте! Ребята, я приготовила для вас стихотворение, но некоторые слова зашифровались в картинки. Поможете мне восстановить стихотворение?
(На доске написано стихотворение с пропущенными словами, вместо пропущенных слов - картинка)
Все стало белым и нарядным,
Лежит повсюду белый снег,
И под окном сугроб громадный,
И лед хрустальный вместо рек.
Достанем варежки и шубки,
Лопатку, то что велика,
Пойдем во двор на целый вечер,
Чтобы лепить снеговика!
(Совместное чтение восстановленного стихотворения)
- О чем стихотворение? (о зиме)
- Какие слова помогли вам определить, что это зима?
- Назовите зимние месяцы.
-Какой сейчас месяц?
II. Основная часть
1. Работа над звуковым анализом слова
- Ребята, зима одела всех в белоснежные наряды – деревья, дома. Давайте и мы «оденем слово «Зима» в звуковой наряд».
- Откройте свои тетради, запишите слово «Зима». Выполним звукобуквенный анализ.
[З’ И М А] – 4 буквы, 4 звука
[З’] – согласный, мягкий, парный (по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости).
[И] – гласный, безударный.
[М] – согласный, твёрдый, парный (по твёрдости-мягкости, непарный (по звонкости-глухости).
[А] – гласный, ударный.
- Сколько в этом слове букв, звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Сколько мягких согласных, твёрдых?
- Молодцы! Ребята, за правильное выполнение заданий и активную работу вы получаете снежинки!
2. Подбор однокоренных слов
- Ребята, вы знаете, что такое однокоренные слова? Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.
- Выделим корень слова «зима».
- Сейчас мы поиграем в игру «Снежок», передавая «снежок»(мяч) друг другу каждый из вас называет однокоренное слово к слову – «зима».
Зимушка, зимний,зимовать, зимовье, зимник (путь через замерзшие реки, озимые.
- Молодцы! Вы получаете снежинки.
3. Определение временных признаков
- Ребята, у вас на столах лежат конверты. Откройте их. Что изображено на картинках? (Деревья, осадки, животные, одежда, развлечения). Чем они отличаются? (На одной картине осенний сюжет, на другой зимний)
- Как вы определили, что на картине изображена зима?
- Правильно, ребята! (Снежинки)
4. Словоизменение
- Ребята, давайте дадим определение вашим картинкам при помощи слова «зимний».
Рябина – это зимняя ягода.
Снег – это зимние осадки.
Санки – это зимнее развлечение.
Шуба – это зимняяодежда.
Снегирь – это зимняя птица.
- Молодцы!
- Ребята, если всем этим предметам можно дать определение со словом «зимний», значит это что? (Признаки зимы)
- Правильно! (вручение снежинок).
5. Физминутка
- Молодцы! Ребята, кто самый добрый Новогодний волшебник?
- Конечно, это Дед Мороз!
- Дед Мороз пришел к нам в гости и хочет с вами потанцевать. Выходите в центр класса. (видео-ролик)
6. Работа по картине «Зима»
- Ребята, посмотрите на картину. Какое время года на ней изображено?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Молодцы!
7. Составление предложений на заданную тему
(Логопед раздает разрезанные картинки для фленелеграфа по картине «Зима»)
- Ребята, какие предложения вы можете составить по вашим картинкам?
- Запишите свои предложения в тетради!
- Молодцы! Запоминайте предложения друг друга!
(Вручение снежинок)
8. Составление плана рассказа по картинкам-признакам
- Ребята, ваши предложения получились полными, интересными. Давайте оживим картину и составим красивый рассказ.
А помогут нам в этом наши картинки-признаки (дети совместно с логопедом выставляют картинки на доске по порядку, составляют план рассказа)
1. Осадки (снег)
2. Деревья (усыпаны снегом)
3. Птицы, животные (Заяц поменял шубку, медведь спит в берлоге, прилетели снегири).
4. Одежда (дети оделись в тёплую зимнюю одежду)
5. Развлечения (коньки, санки, лыжи, лепка снеговика)
- Этот план непременно поможет вам! Молодцы!
9. Составление текста с опорой на предметные картинки. Работа с фланелеграфом
- Ребята, настал самый важный момент. У нас должен получиться коллективный рассказ по картине «Зима». А поможет нам в этом фланелеграф.
(Дети по цепочке повторяют свои предложения и выставляют картинки на фланелеграф).
- Как мы назовем рассказ?
- Внимательно посмотрите, мы разместили все картинки на фланелеграфе? Теперь посмотрите, что у нас получилось?
- Верно, благодаря вашим картинкам у нас получилась целая картина.
- А ваш рассказ помог оживить эту картину.
III. Итог
- Каждый из вас описал картину и составлял рассказ.
- Спасибо, ребята! Вы дружно и сплоченно работали. Благодаря этому у нас получился такой интересный рассказ, наша картина ожила, а вы были настоящими аниматорами.
- Что вам понравилось на занятии?
- Что показалось самым трудным?
- До свидания!