Савина Наталья Владимировна
Конспект подгруппового логопедического занятия со здоровьесберегающим сопровождением «Дифференциация [р], [л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия со здоровьесберегающим сопровождением.
Тема: «Дифференциация [р], [л]».
«Увлекательное путешествие».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закреплять навык правильного произношения звуков л, р и умение
дифференцировать их в словах, во фразовой речи.
-закреплять умение слышать данные звуки в слове, определять их позицию.
-закреплять умение употреблять слова-антонимы.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия со здоровьесберегающим сопровождением „Дифференциация [р], [л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематическое восприятие.
-развивать мелкую моторику рук, пространственную ориентацию.
Воспитательные:
-воспитывать настойчивость в достижении цели.
Оборудование: массажные резиновые мячи; массажеры «Су-Джок»; эспандер; таблицы-схемы для выполнения дыхательной гимнастики;
рисунок-карта моря, с обозначенными на ней островами; кораблики из бумаги,выполненные в стиле «Оригами»; прищепки; фасоль; дидактическая игра «Собери цветы»; маленькие игрушки животных, карточки с текстами.
Ход занятия
Логопед.
Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в морское путешествие. Дело в том, что в кратере вулкана пираты спрятали сокровища, и чтобы добраться до сокровищ, нужно пройти сложный морской путь. В море много островов. Чтобы проплыть мимо острова, необходимо выполнить задание. В пути нужно быть сильным и ловким. Для этого сделаем зарядку для рук.
-Массаж рук резиновыми массажными мячами (первый ребенок).
- 1-2-3-4-5- начинаем мы играть - правая рука (катание мячика)
- 1-2-3-4-5- будем мячик мы катать – левая рука
- мячик, мячик мы сжимаем - правая рука (сжатие мяча)
- в руках силу развиваем - левая рука.
- Массаж рук эспандером (второй ребенок).
- Сжать кольцо поможет нам – правая рука (сжатие кольца)
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее, - левая рука
А головушка — умнее.
Чтобы пальцы были ловкими, нужно помассировать каждый палец, и проверить внимание.
- Массаж пальцев эластичным кольцом от массажера СУ-Джок.
- Задание:1. Наденьте колечко на левый мизинец,
- мы колечко надеваем и мизинец разминаем и т. д. (движение кольца на пальце – вверх – вниз.
2. Наденьте колечко на правый средний и т. д…
Если на каком-либо острове будет лес, нам нужно постараться не заблудиться. Если заблудились, что нужно делать?
Кричать: «АУ».
- Фонетическая ритмика:
А И. П. Руки впереди, вытянуты ладонями вверх. Пальцы округлены.
Произнося длительный звук –А-, руки разводим в стороны.
Подбородок слегка приподнят. Динамика слегка напряжена.
У И. П. Руки согнуты в локтях, кисти рук перед грудью, сжаты в кулаки,
Указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук – У –
длительно, руки вытягиваем вперед, но при этом указательные
пальцы продолжают смотреть вверх. Динамика - слегка напряжена,
увеличивается к концу упражнения.
Чтобы наши корабли поплыли, нужно надуть паруса.
Для этого потренируем дыхание:
- Дыхательная гимнастика по схемам:
- вдох – рот, выдох – нос;
- вдох - нос, выдох – нос;
- вдох - рот, выдох - рот;
- вдох - нос, выдох – рот.
В добрый путь! (дети дуют на корабли).
1. «Остров сказок»
Чтоб мимо острова пройти,
Ты всем сказку расскажи.
И не только расскажи,
Но еще и покажи.
-Биоэнергопластика (сопряженная гимнастика).
Текст произносит взрослый, Движения или статичная поза
желательны «подсказки» детей) рук языка
Жил-был маленький котенок. Упр. «Котенок»
Большой палец соединяется Упр. «Часики» -
со средним и безымянным, котенок машет
указательный и мизинец – хвостиком.
вверх слегка пригнуть.
Он очень любил махать хвостиком.
Пошел котенок на кухню
Там чашечка с молоком - Руки – «чашечка» Упр. «Чашечка»
Котенок лакает молоко из чашечки - Руки «Чашечка» Упр. «Болтушка»
Без звука
Котенок вышел на улицу - «Бег» пальцами Упр. «Часики» -
котенок машет хвостиком.
На скамье сидит бабушка,
Рядом стоит корзина с грибами - Руки «Чашечка» Упр. «Грибок»
За забором ползет змея и шипит
Движение рукой «Змея» Длительное произношение [Ш]
Возле бабушки бегает собака, - Упр. «Собака»
увидела она котенка и (Большой палец соединяется
грозно залаяла со средним и безымянным,
указательный и мизинец
– вверх)«гав-гав»
Испугался котенок и выгнул спину Упр. «Киска сердится»
Бабушка срочно решила привязать -
собаку на цепь, но цепь потерялась.
Давайте сделаем Кинезотерапия- игра
новую цепь. "Раз колечко, два колечко"
(поочередное соединение
большого пальца
на каждой руке с
другими пальцами).
Привязала бабушка собаку на цепь.
Котенок пошёл гулять дальше -Упр. «Котенок» -Упр. «Часики»
(котенок машет хвостиком).
Видит на поляне бегает лошадка - «Бег» пальцами - Упр. «Лошадка»
Решил котенок
покататься на лошадке -Упр. «Котенок» -Упр. «Лошадка»
Предлагаю и нам покататься на лошадке
Игра «Едем на лошадке»
Педагог читает текст, дети выполняют движения, произнося звуки.
Едем, едем на лошадке: Ребенок цокает,
Цок, цок, цок… Выполняет щелчки пальцами.
Листья шуршат. Ш-Ш-Ш….Ребенок машет руками
Из стороны в сторону.
Едем, едем на лошадке: Ребенок цокает,
Цок, цок, цок… Выполняет щелчки пальцами.
Листья шуршат. Ш-Ш-Ш….Ребенок машет руками
Из стороны в сторону.
Тележка скрипит И-И-И…Потирает руки.
Едем, едем на лошадке: Ребенок цокает,
Цок, цок, цок… Выполняет щелчки пальцами.
Листья шуршат. Ш-Ш-Ш….Ребенок машет руками
Из стороны в сторону.
Тележка скрипит И-И-И…Потирает руки.
Дятел стучит Д-Д-Д…Ребенок стучит кулачками.
Едем, едем на лошадке: Ребенок цокает,
Цок, цок, цок… Выполняет щелчки пальцами.
Листья шуршат. Ш-Ш-Ш….Ребенок машет руками
Из стороны в сторону.
Тележка скрипит И-И-И…Потирает руки.
Дятел стучит Д-Д-Д…Ребенок стучит кулачками.
Ветер шумит У-У-У. Машет руками над головой.
Едем, едем на лошадке: Ребенок цокает,
Цок, цок, цок… Выполняет щелчки пальцами.
Листья шуршат. Ш-Ш-Ш….Ребенок машет руками
Из стороны в сторону.
Тележка скрипит И-И-И…Потирает руки.
Дятел стучит Д-Д-Д…Ребенок стучит кулачками.
Ветер шумит У-У-У. Машет руками над головой.
Ёжик пыхтит Ф-Ф-Ф. Ставит пальцы в «замок»,
поднимая и опуская пальцы.
Едем, едем на лошадке: Ребенок цокает,
Цок, цок, цок… Выполняет щелчки пальцами.
Листья шуршат. Ш-Ш-Ш….Ребенок машет руками
Из стороны в сторону.
Тележка скрипит И-И-И…Потирает руки.
Дятел стучит Д-Д-Д…Ребенок стучит кулачками.
Ветер шумит У-У-У. Машет руками над головой.
Ёжик пыхтит Ф-Ф-Ф. Ставит пальцы в «замок»,
поднимая и опуская пальцы.
Кикимора кричит Крик по желанию ребенка.
2. «Остров Звуков»
Задание: Нужно отгадать, какие звуки здесь живут, выложить из фасоли букву.
Л- Лопата копала, копала, копала. Потом улеглась, видно очень устала.
Р- На горе Арарат зреет красный виноград.
Сегодня мы будем учиться различать звуки Р, Л.
3. «Остров Перемен»
Игра «Измени слово»
Я буду говорить слово со звуком Л, а вы назовите слово, заменив Л на Р.
Лак – рак; бал -, дал -, мил -, пил -, стал - .
4. «Остров Цветов»
Игра «Собери цветы».
Один ребенок собирает цветок с лепестками-картинками, в названии которых есть звук Л, другой – цветок с лепестками-картинками, в названии которых есть звук –Р.
5. «Остров Неприятелей»
Задание: Закончить предложение и назвать слова-неприятели.
Пушинка легкая, а камень – (тяжелый)
Зимой погода холодная, а летом – (жаркая)
Горчица горькая, а сахар – (сладкий)
Суп горячий, а компот – (холодный)
Лев смелый, а заяц – (трусливый)
Внук молодой, а дедушка – (старый).
6. «Остров Неразбериха»(маленькие игрушки животных спрятаны в фасоли)
Животных засыпало камнями, нужно спасти животных. Животных, в названии которых есть звук Л, поставить в треугольную клетку.
Животных, в названии которых есть звук Р, поставить в квадратную клетку.
-Выпустить животных из клеток, сделать дорожки из прищепок, по которым побегут животные. Один ребенок называет диких животных, другой –домашних.
7. «Остров Преград»
Задание: чтобы пройти мимо этого острова, нужно рассказать рассказ.
(Детям предлагаются карточки с рассказами для автоматизации звуков Р, Л.)
8. «Вулкан сокровищ»
Задание: чтобы взобраться на вулкан, нужно вспомнить и произнести считалки или скороговорки.
Итог. Ребята, что вам запомнилось больше всего?
Вы с успехом справились со всеми испытаниями, и заслужили эти награды.