Елена Мишустина
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах, словосочетаниях и предложениях
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Поможем Золушке попасть на бал»
Цель: автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях и предложениях.
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях;
- закреплять понятие «согласный звук», уточнять особенности артикуляции звука [л];
- закреплять умение образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных;
- закреплять умение согласовывать числительные с существительными;
- учить подбирать прилагательные к существительным.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах, словосочетаниях и предложениях» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- развивать мимическую мускулатуру лица;
- совершенствовать координацию движений рук и артикуляционного аппарата по средствам биоэнегропластики;
- развивать фонематическое восприятие: упражнять в нахождении слов со звуком [л], упражнять в определение позиции звука в слове;
- развивать психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление);
- уточнять и расширять словарный запас по теме «Одежда».
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь логопеда;
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приёмов, усидчивость;
- воспитывать положительные личностные качества (доброта, взаимопомощь).
Оборудование: зеркала, макет «Артикуляция звуков», игра «Большая стирка», игрушки, в названии которых есть звук [л], ящик, карточки для физминутки, разрезные картинки, пальчиковые дорожки (рисуем двумя руками, фломастеры и смайлики (для рефлексии, ПК, презентация к занятию.
Форма организации: индивидуально-подгрупповая.
Методы и приёмы: словесные, практические, демонстрационные; игровая ситуация; игровые упражнения.
Педагогические технологии: игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; ИКТ-технологии.
Предварительная работа: чтение сказки «Золушка» Ш. Перро, беседа.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Л. : Алёна, Никита, здравствуйте! Я рада вас видеть! Какое у вас настроение?
Л. : Садитесь удобно, спинку не забывайте держать прямо. Начинаем наше занятие!
Л. : Давайте вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотрите в зеркало и начинаем.
II. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
«Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим верхние зубки», «Парус», «Лошадка», «Пароход гудит».
III. Сообщение темы занятия.
Л. : Мы размяли наш язычок и теперь можем отправляться в сказку. А к кому, догадайтесь. Я загадаю загадку, а вы послушайте внимательно и отгадайте.
Сестрам с мачехой стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это?
Р. : Золушка!
Л. : Правильно, мы отправляемся в гости к Золушке! (Появляется слайд с изображение Золушки).
А вы заметили, что в ее имени есть звук, над которым мы работаем в последнее время. Я сейчас еще раз произнесу это слово, а вы послушайте, и скажите, о каком звуке идет речь. (Логопед произносит слово, выделяя голосом звук [Л])
Р. : Это звук [Л]!
Л. : Верно! Мы будем продолжать учиться произносить звук [Л] правильно.
IV. Анализ артикуляции звука по плану. Характеристика звука[Л].
Л. : Давайте вспомним, как правильно произносится звук [Л] – в каком положении находятся губы, язычок….(Макет «Артикуляция звуков»)
(Ребёнок произносит звук [Л] изолированно перед зеркалом.)
Л. : Ребята, скажите, какой звук [Л]?
Р. : (согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом)
Психогимнастика (элементы здоровьесберегающей технологии) (Слайд)
Л. : Ребята, посмотрите на Золушку и скажите, какая она? (Золушка добрая, ласковая, милая, славная, грустная, печальная)
Л. : Почему Золушка такая печальная? (Потому что она хочет попасть на бал, но у нее много работы.)
Л. : Покажите, как огорчилась Золушка, которую не взяли на бал?
Л. : А кто поехал на бал?
Л. : Придумайте имена её сестрам так, чтобы в их имени был звук [Л]
Л. : Изобразите злую мачеху.
Л. : Кто помог Золушке?
Л. : Изобразите добрую Фею. (Волшебницу)
Л. : Ребята, что мы можем сделать для того, чтобы Золушка все-таки успела на бал?
Р. :Помочь справиться с заданиями, которые приказала выполнить мачеха.
V. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
• Произношение звук [Л] в слогах.
Л. : Золушка очень трудолюбивая и всегда работает и поет песенки. Давайте споём вместе с Золушкой.
Ла-ло-лы ал-ол-ул ала-ола-ула
Ло-лу-лэ ол-ил-ел оло-ало-ило
Лу-ла-лы ил-ул-ол и т. д.
Л. : Молодцы, у вас отлично получилось!
• Автоматизация звука Л в словах, словосочетаниях и предложениях.
Первое задание. Развитие фонематического слуха. Игра «Веселая стирка»
Л. : Злая мачеха приказала Золушке постирать одежду, только ту, в которой есть звук [Л].
Не забывай выделять этот звук.
Второе задание «Назовите ласково». (Слайд) (Например, голубенький халатик)
Третье задание.
Л. : Золушка все постирала и повесила сушить. Что повесила Золушка сушить?
Р. : Золушка повесила голубую блузку.
Л. : Молодцы! И с этим заданием вы справились правильно и быстро!
Четвертое задание «Уборка в доме» (Слайд)
Л. : А теперь Золушке нужно помочь убрать в комнате, разложите все предметы по местам.
В первом шкафчике должны лежать только те предметы, в названиях которых звук [Л] находится в начале слова.
В средний шкафчик нужно положить предметы, в названиях которых звук [Л] находится в середине слова.
А в третьем шкафчике должны лежать только те предметы, в названиях которых звук [Л] находится в конце слова.
Л. : Называй игрушки и прячь их в нужный шкафчик.
(Задание дети выполняют стоя около стола)
Л: Здорово! У вас очень хорошо получается помогать Золушке! Но, наверное, вы устали. Давайте немного отдохнем и поиграем.
VI. Физминутка (Игра с движением)
Дети по карточкам составляют словосочетание (числительное и существительное) и выполняют нужное упражнение в соответствии с количеством предметов, изображенных на карточках.
Мы присядем столько раз,
Сколько лавочек у нас. (Одна лавочка)
Наклонились столько раз,
Сколько булавок у нас. (Пять булавок)
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько стульчиков у нас. (Два стула)
Повернемся вправо-влево.
Сколько пчелок пролетело? (Три пчелки)
Пятое задание. Игра «Четвёртый лишний»
Л. : Молодцы, вы и с этим заданием справились!
Л. : Ребята, посмотрите на нашу Золушку, готова ли она теперь к балу?
Р. : У нее нет платья.
Л. : А на чем она поедет на бал?
Л. : Помогите Золушке найти их. (Дети собирают разрезные картинки – платье, карета)
Л. :А теперь, расскажи, какое платье у Золушки? (Красивое, праздничное, длинное, голубое, пышное).
Л. : Золушка очень довольна, что у нее есть такое красивое платье и карета. И теперь она сможет отправиться на бал, но дворец находится очень далеко. Как же ей добраться до него?
VII. Кинезиологическое упражнение (Рисуем двумя руками) «Пальчиковые дорожки»
Упражнение на развитие долговременной памяти «Подскажи слова?»
Л. : Пока Золушка едет на бал, давайте вспомним все то, что делала Золушка. (Слайд)
Лось-лось-лось – трудно Золушке ….жилось.
Лат-лат-лат – постирала свой …халат.
Елка-елка-елка – у Золушки ….метёлка.
Лы-лы-лы – подмела она …полы.
Ла-ла-ла – все игрушки ….убрала.
Ела-ела-ела - всё сделать Золушка ….успела.
Ал-ал-ал – теперь спешит она на …. бал.
VIII. Итог занятия. Рефлексия.
Л. : Молодцы! Вы справились правильно и быстро со всеми заданиями, и помогли Золушке попасть на бал! Помогать друг другу очень важно, не правда ли? (Дети отвечают)
Наше занятие подошло к концу. У вас на столе лежат смайлики. Нарисуйте своё настроение. Если у вас все получилось и занятие понравилось, то улыбку, если было трудно, нарисуйте грусть.