Александра Мельникова
Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [з]-[с] в слогах, словах и словосочетаниях»
▼ Скачать + Заказать документы
2 класс
Цель занятия : Учить различать звуки [ з]-[ с] уровне слога, слова и словосочетания.
Задачи:
Образовательные:
• Учить давать сравнительную характеристику звуков [ з]-[ с];
• Закрепить знания о правильной артикуляции звуков [ з]-[ с];
• Учить навыкам правильного звукопроизношения.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать слуховую дифференциацию звуков [ з]-[ с];
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Дифференциация звуков [з]-[с] в слогах, словах и словосочетаниях“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• Развивать фонематический слух;
• Расширять словарный запас;
• Развивать внимание, память, логическое мышление;
• Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
• Воспитывать активность, самостоятельность и умению взаимодействовать между собой;
• Воспитывать дисциплинированность.
Оборудование:
Мяч, загадки, карточки с заданиями, простые карандаши, картинки совы и зайца, индивидуальные зеркала.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте дети, садитесь за свои места.
2. Подведение к теме занятия.
-Послушайте загадки, назовите отгадки.
Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
Что за зверь лесной, встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы, уши больше головы. (Заяц)
-Назовите первый звук в слове сова, (Звук С)
-Назовите первый звук в слове заяц, (Звук З)
-Кто догадался, какие звуки сегодня на занятии мы будем различать? (Звуки З и С)
3. Постановка целей:
- Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки З и С, учиться правильно их произносить, заменять эти звуки соответствующими буквами.
4. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами)
Мы расселись по порядку, дружно делаем зарядку,
Не руками, не ногами, а своими язычками.
"Улыбка"
"Часики"
"Трубочка"
"Лошадка"
2. Уточнение нормы артикуляции звуков[ з]-[ с]
-Скажите мне пожалуйста, как мы произносим звук [с].
Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
-В каком положении губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают ли голосовые связки?
-Дадим характеристику звуку [с]. (Гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий)
Вывод: звук [ с] - согласный, глухой, твердый.
-А теперь скажите, как мы произносим звук [з].
-В каком положении губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают ли голосовые связки?
Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
-Дадим характеристику звуку [з]. (Гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий)
Вывод: звук [ з] - согласный, звонкий, твердый.
3. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.
- Определите, что общего у звуков [ з]-[ с]?
(Согласные, твердые)
- Определите, чем отличаются эти звуки?
(Звук [с] глухой, а звук [з] звонкий)
4. Развитие фонематического восприятия.
-Я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите звук [з] топните правой ногой, а когда услышите звук [с] топните левой ногой.
ЗВУКИ : ш, з, ч, с, т, щ, с, п, з, с, д, з.
4. Развитие слухового внимания.
- Чем отличаются звуки от букв? (звуки произносим, а буквы пишем)
- Послушайте стихотворение и найдите на парте соответствующую букву.
На эту букву посмотри, она совсем,как цифра три. (показывают букву З)
Что за буква светится старым ясным месяцем? (показывают букву С)
5. Физминутка.
Игра "Наоборот"
- Я буду бросать мяч и называть слог со звуком [ з], а вы, возвращая мяч обратно будете называть слог со звуком [ с] и наоборот.
СЛОГИ : зо-со, зу -су, са-за, ос-оз, за-са, уз-ус, ас-аз, яз-яс.
7. Развитие зрительного внимания и звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слова.
-На столе у вас лежат карточки в них вы увидите слова с пропущенными звуками [с] и [з], вам нужно будет верно вставить эти звуки.
СЛОВА : стол, лес, крыса, капуста.
СЛОВА : глаза, забор, роза, заколка.
8. Развитие зрительного внимания на уровне словосочетаний.
-Прочитайте словосочетания нам нужно выделить главное и зависимое слово.
- А сейчас кто мне скажет, на какие вопросы отвечает главное слово (кто? Что, а зависимое (какой? Какая? Какие? Какое)
Словосочетания :
Полосатый зонт.
Трусливый заяц.
Зимняя спячка.
Пушистая лиса.
Полосатая зебра.
Спелая смородина.
Высокий забор.
Сухая солома.
5. Итог занятия.
-Какие звуки учились различать на занятии?
-Что общего и чем отличаются эти звуки?
Молодцы, спасибо за занятие.