Татьяна Рыжкова
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня в старшей группе «Лето. Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Лето. Насекомые
Возрастная группа : старшая
Форма организации воспитанников: подгрупповая
Продолжительность занятия : 25 минут
Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, о насекомых, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи
Задачи:
Коррекционно -образовательные:
• обобщить и уточнить представления детей о лете;
• расширить словарь по лексической теме «Лето. Насекомые»;
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня в старшей группе „Лето, Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
• углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе;
• закрепить знания детей о насекомых;
• совершенствовать навыки грамматически правильного употребления слов, навык словообразования;
• совершенствовать умение образовывать имена существительные ед. и мн. числа в Р. п., подбирать антонимы, согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе и падеже, правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Коррекционно - развивающие:
• развивать общие речевые навыки;
• развивать координацию речи с движением, мелкую моторику;
• развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности;
• развивать логическое мышление.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к природе;
• воспитывать речевой этикет: умение слушать, не перебивать товарища.
Словарь:
Существительные: лето, летние месяцы, июнь, июль, август, жара, зной, насекомые, бабочка, жук, комар, кузнечик, стрекоза, пчела, паук, муха
Прилагательные: летний, жаркий, знойный, чистый, прозрачный, сочный, яркий, теплый, пестрый, ароматный, разноцветный.
Глаголы: светит, греет, стрекочет
Оборудование: магнитная доска, картинки по теме лето, признаки лета, насекомые, мяч, коробочка со смайликами
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Послушайте стихотворение и попробуйте угадать, о чём пойдёт речь на нашем занятии.
Всех жарким солнцем одарило,
В цветной наряд луга укрыло,
Гулять, купаться позвало,
Цветов и ягод принесло.
О каком времени года говорится в стихотворении? (О лете)
На магнитную доску вывешивается картинки «Лето», «признаки лета»
Молодцы! А как вы угадали, что говорится о лете? Какие летние признаки вы знаете? (Летом становится жарко, ярко светит солнце, небо голубое, летние дни самые длинные, а ночи короткие, на лугах цветут цветы, поспевают ягоды, порхают бабочки, дети купаются, катаются на велосипедах и самокатах, люди одеты в летнюю одежду).
А какие летние месяцы вы знаете? (июнь, июль, август)
Молодцы, ребята! Всё верно!
Основная часть
Ребята, давайте посмотрим на картинку и скажем, какое наше лето?
Игра с мячом «Подбери словечко»
Логопед бросает мяч каждому детям, они должны подобрать признаки к словам.
Лето (какое) жаркое, знойное, веселое, теплое, радостное.
Небо (какое) голубое, чистое, высокое.
Солнце (какое) яркое, тёплое.
Воздух (какой) чистый, прозрачный.
Трава (какая) зелёная, сочная, высокая.
Ягоды (какие) спелые, сладкие, сочные.
Цветы (какие) пестрые, ароматные, разноцветные
Дыхательная гимнастика
Руки к солнцу поднимаем
И вдыхаем, и вдыхаем.
Ну, а руки опускаем,
Воздух тихо выдыхаем.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх,
делая вдох через нос.
Через стороны опускают руки и тихо
произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
Логопед : Ребята, послушайте стихотворение:
Летний дождь и летний день,
Летний лес и летний пень,
Летний плащ и летний зной,
Летний домик расписной,
Летний папа, летний дед,
Летний летом целый свет.
Какое слово все время повторялось в этом стихотворении (летний? Давайте мы попробуем поиграть с этим словом.
Игра с мячом «Подбери “летнее” слово»
Логопед стоит в кругу детей с мячом в руках и говорит слова, кидает мяч ребёнку, а он подставляет слово «летний» в правильном роде, числе и падеже.
Месяцы (какие) – летние
Погода (какая) – летняя т. д.
Слова для игры: Месяцы, день, погода, утро, ночь, солнце, гроза, дождь, цветы, одежда, отпуск, каникулы.
Логопед : Ребята, а какие маленькие жители нашей планеты появляются летом? (насекомые) Давайте попробуем отгадать, о каких насекомых идёт речь в загадках.
Загадки
Логопед загадывает загадки и выставляет картинки насекомых.
Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (бабочка)
Жу-жу, жу-жу я на ветке сижу, букву Ж все твержу. (жук)
Не зверь, не птица, а нос как спица. (комар)
Без работы –хоть убей, жить на может (муравей)
Иглы взял у кузнеца, цвет – у огурца, крылья – у морошки, ножки – у блошки. (кузнечик)
Что за девчонка: в поясе тонка, огромные очи, летит – стрекочет. (стрекоза)
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком – он поделится медком. (пчела)
Целый день летает, вам надоедает, ночь настанет, тогда перестанет (муха)
Тематическая беседа о насекомых.
Наша большая планета Земля очень гостеприимна. Она вмещает в себя миллионы созданий, среди которых не только человек.
Скажите, можно ли представить нашу жизнь без насекомых? Они одни из первых появились на нашей планете, и было это за несколько тысяч лет до динозавров! Вне зависимости от того, какие чувства они в вас вызывают, они окружают нас везде: и в природе, и даже дома. Давайте выйдем в парк или может быть лес. Многие насекомые прячутся от нас под листьями деревьев, в коре дерева или же под землей.
Насекомых на земле — бесчисленное множество. Это самый многочисленный и разнообразный класс животных. К ним относятся и трудяги пчелки, и шмели, и осы, кузнечики, всевозможные жуки, мухи, стрекозы.
У насекомых есть ряд отличительных особенностей, наличие которых причисляет их к своему виду. Условно их можно поделить так:
1. Само слово «насекомые» происходит от слова «насекать» и буквально означает «животное с насечками». Все насекомые имеют насечки. Это выглядит так, словно тело насекомого поделено на отдельные сочленения.
2. Тело насекомого состоит из трех частей - головы, груди и брюшка.
3. У всех насекомых имеется 6 лапок и крылья. Внимание: многоножки и пауки НЕ относятся к классу насекомые.
В природе около трех миллионов видов насекомых, но ученые изучили лишь примерно миллион. Численность насекомых превышает численностью всех животных и рыб на земле и даже людей. Представляете как их много?
Физкультминутка «Угадайте, где мы были?»
Набежала тучка, (Бег по кругу на носках)
Прокатился гром (три прыжка)
Хлынул дождик теплый (Бег по кругу)
Звонким серебром (Прыжки на носочках)
Прозвенел над нами (Бег по кругу)
И пропал вдали (Прыжки на носочках)
Дома не сидится,
Мы гулять пошли (Маршируют)
Взять сачок не позабыли (Маршируют, воображаемый сачок на плече)
Угадайте, где мы были? (Останавливаются, пожимают плечами, разводят руками)
Были мы за речкою, на том берегу
На большом душистом
Заливном лугу (Меняют направление движения)
Бабочек ловили
И венки плели
На душистом сене
Отдыхать легли (закрывают глаза на 10 секунд)
Летом много насекомых и паучков и они все такие разные. Давайте о них расскажем и поиграем в игру «Слова наоборот».
Игра «Слова наоборот»
Дети по очереди подбирают антонимы.
Комар маленький, а бабочка. (большая).
У бабочки усики длинные, а у пчелы… (короткие).
У осы крылья узкие, а у шмеля… (широкие).
Муха вредное насекомое, а пчела… (полезное).
Стрекоза большая, а мошка… (маленькая).
Муравей полезное насекомое, а комар… (вредное).
У шмеля спинка мохнатая, а у осы… (гладкая).
У комара спинка тонкая, а у шмеля… (толстая).
У мухи ножки короткие, а у кузнечика… (длинные).
У пчелы ножки толстые, а у комара… (тонкие).
У стрекозы спинка узкая, а у жука… (широкая).
Молодцы, ребята! Вот какое наше лето с такими разными насекомыми.
Летом, мы можем увидеть одно насекомое, а иногда много. Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Один – много». Я вам называю одно насекомое, а вы мне много.
Игра с мячом «Один – много»
Логопед стоит в кругу детей с мячом в руках и говорит название насекомого в именительном падеже, кидает мяч ребёнку, а он изменяет слово так, чтобы оно стало в родительном падеже.
Оса – много ос,
Слова: жук, пчела, кузнечик, бабочка, стрекоза, комар, муха, муравей, шмель.
Молодцы, ребята! А сейчас послушайте стихотворение:
«Я рисую лето» П. Прануза.
Я рисую лето – а какого цвета?
Красной краской - солнце, на газонах розы.
А зеленой – поле, на лугах покосы.
Синей краской – небо и ручей певучий.
А какую краску я оставлю туче?
Я рисую лето – очень трудно это. .
А нам лето нарисовать совсем не трудно. Я вас превращаю в художников. Какую краску вы выбираете? Почему?
Дети выбирают «краску лета», и строя сложноподчинённое предложение, объясняют, почему выбрали именно этот цвет. (Я возьму зеленую краску, потому что летом зеленая трава. А я возьму красную, потому что летом цветут красные маки. Я возьму белую краску, потому что летом белые облака и т. д.)
Какая у нас красивая картина получилась! Вот какое яркое может быть лето!
Вы просто молодцы!
Итог занятия :
Вот и подошло к концу наше занятие!
Что нового вы узнали? (Мы узнали признаки лета, какие летом бывают насекомые и т. д.)
Ребята, в коробочке лежат смайлики, но они разные. Посмотрите, чем они отличаются?
Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если трудно - грустного.