Татьяна Андронова
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР «Муха-Цокотуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
непосредственно образовательной деятельности
«Речевое развитие»
(подготовка детей к обучению грамоте и формирование
грамматических категорий)
Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- «Муха-Цокотуха». Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
№7 «Солнышко»
Тема «Муха-Цокотуха».
Андронова Т. А., учитель-логопед
г. Советский
22 апреля 2016 г.
Тема: «Муха-Цокотуха».
Цель: продолжать формировать у детей фонематический слух, звуковой анализ и синтез.
Задачи:
Коррекционно-обучающие :
• обобщать и систематизировать словарь по лексической теме «Насекомые»;
• закреплять понятия «звук», «слово», «предложение»;
• обучать о механизме образования звуков (согласный – гласный, твёрдый – мягкий) и их акустических особенностях.
Коррекционно-развивающие:
• закреплять в определении позиции звука [А] в словах;
• упражнять в дифференциации твёрдости – мягкости согласного звука [К], [К`] в словах;
• продолжать учить выполнять звуковой анализ слова осы;
• составлять деформированные предложения, анализировать;
• закреплять употребление предлогов при составлении предложений;
• определять количество слогов в словах;
• обучать правильному образованию слов в единственном и множественном числе;
• совершенствовать мелкую моторику;
• тренировать мышцы глаз, снятие зрительного напряжения.
Воспитывающие:
• содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности;
• воспитывать самоконтроль за речью правильно поставленных звуков;
• воспитывать умение работать самостоятельно, отвечать полным предложением.
Интеграция образовательных областей:
социально-речевое развитие (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми);
речевое развитие ( развитие всех компонентов устной речи: подготовка детей к обучению грамоте, лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи);
физическое развитие (игры на мелкую моторику, гимнастика для глаз).
Формы организации детей : подгрупповая.
Методы:
Сюрпризный момент: помочь найти насекомых, подарок от Мухи-Цокотухи.
Игровые: дидактическая игра «Один-много», психогимнастика, гимнастика на мелкую моторику «Насекомые», гимнастика для глаз «Стрекоза».
Словесный: загадка, беседа, вопросы, ситуативный разговор, поощрение, указания, исправления, словесные игры (составление предложений с предлогами, «Составь предложение»).
Наглядный: выполнение звукового анализа слова осы, анализ предложения.
Практический: определение позиции звука [А] в словах, дифференциация твердого – мягкого звуков [К], [К`] в словах, выполнение звукового анализа слова осы, анализ предложений, определение количества слогов в словах.
Место проведения: группа «Солнышко».
Количество детей : 8 детей.
Материалы к занятию : компьютер, интерактивная доска, магнитофон, презентация «Муха-Цокотуха», картинки для раскрашивания, буквы «А, К, Т, М, П».
Демонстрационный: схема анализа звуков, записка, насекомые (стрекоза, пчела, гусеница, жук, таракан, муха, схема предложения, фишки синего, красного цвета, игра на интерактивной доске «Один-много», кукольный стол, стулья, посуда, цветок фиалка.
Раздаточный: схемы для определения позиции звука, фишки синего, красного, зеленого цвета, тарелочки, схема предложения.
Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», проведение настольно-печатных игр «Один-много», «Кого не стало?», обобщающие понятия насекомых, составление предложений по предметным картинкам, характеристика звуков, изображение букв.
Индивидуальная работа: следить за произношением звуков [Л`, Р, Р`] у Леры Г., [Р,Р`] у Саши М., Дианы Р., Коли О., Юры А.
Ход:
Дети стоят вокруг логопеда.
Положительный настрой на совместную деятельность.
Собрались все дети в круг:
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Логопед: отгадайте название сказки.
Ребенок загадывает загадку: Созвала гостей на чай,
Но попала невзначай
В паутину паука –
Он бы съел наверняка.
Проявил комар отвагу.
Дети: это сказка «Муха-Цокотуха».
Логопед: правильно. А вы помните, кто автор этой сказки?
Дети: Корней Иванович Чуковский.
Презентация – картинка Муха-Цокотуха.
Логопед: ребята, нам пришло сообщение от Мухи-Цокотухи «Здравствуйте, ребята! Помогите найти жуков, гусениц, букашек, кузнечиков, они тоже испугались паука и разбежались. До свидания». Поможем, ребята?
Дети: да.
Логопед: отправляемся на лужайку и поможем Мухе-Цокотухе найти букашек, гусениц, кузнечиков, пчел. «Вокруг себя обвернись, на лужайке очутись».
Презентация – картинка лужайка.
Логопед: вот мы и очутились на лужайке. Ребята, как можно назвать одним словом бабочка, кузнечик, оса, пчела?
Логопед: вот мы и приехали на лужайку. Ребята, как можно назвать одним словом бабочка, жук, стрекоза, таракан, комар?
Дети: насекомые.
Логопед: я не вижу здесь насекомых. Смотрите, записка «Выполните задания, отдам всех насекомых. Паук». Ребята, выполним задания паука?
Дети: да.
Логопед: назовите звуки в середине слова паук.
На доске картинки паук.
Дети: звуки [А, У].
Логопед: какие это звуки?
Дети: гласные звуки.
Логопед: каким цветом будем обозначать?
Дети: красным.
Логопед: расскажите, какие звуки [М, К, Т]?
Дети: согласные, твердые обозначаем синей фишкой.
Логопед: какие это звуки [Д`, В`, Б`]?
Дети: согласные, мягкие, обозначаем зеленой фишкой.
Логопед: определите, где находится звук [А] в словах?
Дети определяют на перфокартах позицию звука [А] в словах.
Логопед: Коля, где находится звук [А] в слове муравей?
Коля: звук [А] в слове муравей находится в середине слова.
Логопед: Диана, где находится звук [А] в слове муха?
Диана: звук [А] в слове муха находится в конце слова.
Логопед: Вова, где находится звук [А] в слове пчела?
Вова: звук [А] в слове пчела находится в конце слова.
Логопед: молодца, ребята, справились с заданием. Разложите картинки, если в слове [К] твердый, то к синей фишке, если в слове [К`] мягкий, то к зеленой фишке.
Дети раскладывают картинки.
Логопед: Лера, почему ты положила картинку бабочка к синей фишке?
Лера: в слове бабочка звук [К] твердый.
Логопед: Илья, почему ты картинку жуки положил к зеленой фишке?
Илья: в слове жуки звук [К`] мягкий.
Логопед: Фарид, почему ты картинку жук положил к синей фишке?
Фарид: в слове жук звук [К] твердый.
Логопед: у нас получилось выполнить это задание правильно?
ФИЗМИНУТКА
Дружно пальчики считаем –
Насекомых называем.
Сжимают и разжимают пальчики.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с кулачок.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Вращают мизинцем.
Прячьтесь!
Прячут руки за спину.
Логопед: ребята, паук просит выложить слово осы фишками, справимся?
Дети: да.
Логопед: Какой первый звук ты слышишь Вика в слове осы?
Вика: звук [О].
Логопед: Дима, какой звук [О]?
Дима: звук [О] гласный, обозначаем красной фишкой.
Логопед: Юра, какой второй звук в слове осы?
Юра: в слове осы я слышу второй звук [С].
Логопед: Арсений, расскажи, какой звук [С]?
Арсений: звук [С] согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.
Логопед: Сережа, назови третий звук в слове осы.
Сережа: в слове осы я слышу третий звук [Ы].
Логопед: Ангелина, расскажи, какой звук [Ы]?
Ангелина: звук [Ы] гласный, обозначаем красной фишкой.
Логопед: сколько звуков в слове осы?
Дети: три звука.
Логопед: назовем каждый звук.
Логопед: ребята, посмотрите, поляна цветов, и это задание получилось. Паук просит поиграть в игру «Один-много».
Дети по очереди называют насекомых по интерактивной доске.
Логопед: сделаем гимнастику для глаз.
Вот какая стрекоза - как горошины глаза.
Влево – вправо, назад – вперед -
Ну, совсем как вертолет.
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.
Пальцами делают очки.
Глазами смотрят вправо- влево.
Круговые движения глаз.
Логопед: ребята, смотрите вот они насекомые. Расскажите, кто где спрятался?
Дети составляют предложения с предлогами под, на в, за, над.
Логопед: нас паук просит, чтобы мы выложили предложение «Комар сильный, отважный». Сколько слов в этом предложении?
Дети: в этом предложении 3 слова.
Логопед: выложите это предложение. Дима, какое первое слово?
Дима: первое слово комар.
Логопед: Вика, какое второе слово в этом предложении?
Вика: второе слово сильный.
Логопед: Саша, какое третье слово?
Саша: третье слово отважный.
Логопед: вот и нашлись насекомые, давайте посадим за стол. Рассадим насекомых, если в слове один слог, то на стул с одним цветочком.
Дети выполняют задание.
Логопед: Саша, сколько слогов в слове муха?
Саша: в слове муха два слога.
Логопед: Коля, почему ты посадил жука на стул с одним цветком?
Коля: в слове жук один слог.
Логопед: Диана, сколько слогов в слове стрекоза?
Диана: в слове стрекоза три слога.
Логопед: ребята, у нас получилось найти насекомых? Мы справились со всеми заданиями паука?
Дети: да.
Логопед: мы должны отправиться обратно в детский сад «Вокруг себя обвернись, в детском саду очутись».
Презентация – картинка
насекомые пляшут с комаром и Мухой-Цокотухой.
Логопед: смотрите, нам «муха-Цокотуха и паук приготовили сюрпризы. Скажите, какие задания паука мы смогли выполнить?
Ответы детей.