Елена Мельниченко
Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Фонетики» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»; программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.
Раздел «Обучение грамоте».
«Путешествие в страну Фонетики»
Педагог дополнительного образования: Мельниченко Е. В.
ТЕМА «Звуки».
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Путешествие в страну Фонетики“ (старшая группа)» размещена в разделах
Цель: совершенствование умения классифицировать звук, развитие интонационной выразительности, закрепить умение делить слово на слоги, продолжать учить работать с раздаточным материалом, закреплять навык чтения.
Задачи:
Образовательные:
• совершенствование умения называть слова с заданным звуком,
• уточнить и закрепить умение на слух выделять гласные звуки в словах;
• закрепить знание гласных и согласных звуков;
• закреплять умение выполнять звуковой анализ;
• развитие интонационной выразительности,
• закреплять навык чтения;
• закрепить умение определять количество слогов в слове.
Развивающие: развивать фонематический слух и восприятие.
Воспитательные: воспитывать интерес к НОД.
Методы и приё мы: исследования, рассматривание, словесный, проблемная ситуация, игры с правилами, сюрпризный момент.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание».
Виды детской деятельности:
-познавательно-исследовательская;
-игровая ;
-коммуникативная;
-двигательная.
Формы работы:
-решение проблемных ситуаций;
-воображаемое путешествие в страну «Фонетика».
-беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация;
-физминутка.
Оборудование:
- карточки, обозначающие гласный, твёрдый и мягкий согласный звуки (три брата);
- иллюстрация Феи;
-конверты с заданиями и кусочками головоломки;
- разрезанные на слоги, слова для игры «Составь слово»;
- домики для игры «Найди свой дом» со слоговыми схемами;
- раздаточные карточки для игры «Подбери схему к слову»;
- напечатанные слова ;
-фишки и тарелки двух цветов;
-сундучок, сюрпризный момент, медальоны на каждого ребенка.
Предварительная работа:
• дидактические игры по грамоте «Угадай звук», «Найди свой домик»
• «Артикуляционная гимнастика»
• «Фонематические потешки»
• разучивание физминутки.
Словарь: звук, слово, слог, гласные и согласные звуки.
Ход:
Педагог: Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие. Для этого нам не нужен ни ковер- самолет, ни любой другой транспорт. Страна, по которой мы будем путешествовать, находится вокруг нас. И называется она ФОНЕТИКА. С самого рождения мы слышим звуки, они нас окружают со всех сторон. Правит в этой стране Фея Грамоты. Она прислала на почту нам в детский сад письма с заданиями, чтобы наше путешествие было интересней и веселей. Помогать нам будут три братца. Как раз сейчас мы с вами и находимся на площади ТРЁХ БРАТЬЕВ. Как их зовут, вспомните?
ОТВЕТ: гласный звук, твёрдый согласный и мягкий согласный звуки.
Педагог: правильно. Мы выполним с вами все шесть заданий и соберем головоломку. Посмотрим, что приготовила нам Фея.
Педагог: А вот и первое письмо-задание. Выполним и достанем из конверта первый элемент головоломки.
ЗАДАНИЕ № 1:
Педагог: РАЗМИНКА. Я называю слова, а вы, услышав первый звук, подходите к одному из братцев. Если первый звук – гласный, идёте к братцу в красной рубашке, если твёрдый согласный, то к братцу в синей рубашке, а если мягкий согласный, то к братцу в зелёной рубашке.
Слова: дождь, меч, облако, лес, мотоцикл, азбука, игра и т. д.
Педагог: вы правильно справились с заданием и можем достать первый элемент головоломки из конверта.
(Кто-то из детей вынимает кусочек из конверта и прикрепляет его на магнит на доску).
Педагог: Следующий конверт и следующее задание.
ЗАДАНИЕ № 2:
СЛОГИ. Составить из различных слогов слова.
Слоги: ка, ры, ру, ба, ма, зи, ло, жа, мы, и т. д.
Слова: рыба, рука, мыло, жало, зима, и. тд.
Педагог: Молодцы! Достаем второй элемент головоломки.
ЗАДАНИЕ № 3:
ЗНАКОМСТВО. На площади стоят дома, на домах слоговые схемы. Поделите своё имя на слоги и подойдите к своему дому.
Например: И-ра, или И-ри-ша.
Педагог: проверяем. Молодцы! Достаём следующий элемент. Прикрепляем его к доске. Давайте немного разомнёмся.
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети выполняют движение, рассказывая стихотворение)
ЗАДАНИЕ № 4: СХЕМЫ. Следующая игра называется «Подбери схему к слову». Даны слова-картинки и отдельно лежат их схемы. Всё перепуталось. Надо к каждому слову подобрать его схему. Задание выполняется сидя за столами.
Педагог: Молодцы, и с этим заданием мы справились. Можем достать из конверта следующий элемент и прикрепить его на доску.
ЗАДАНИЕ № 5:СЛОВА. Игра «Крести-нолики». Нам надо разделиться на две команды. Команда «Крестики» и команда «Нолики». Правило: читаем слова, закрываем их крестиками и ноликами. Играем два раза, чтобы каждая команда смогла выиграть.
Педагог: Молодцы! Достаём из конверта следующий элемент и прикрепляем его на доску. И так нам остался последний конверт.
ЗАДАНИЕ № 6: ИГРА В ФУТБОЛ. Правило: делимся на две команды и придумываем слова. За каждое правильно придуманное слово в ворота я бросаю мячик. Кто больше слов придумает, тот и выиграл. Слова, которые заканчиваются на –ок.
Слова: замок, молоток, звонок, ит. д.
Педагог: Вот молодцы, сколько слов придумали. Достаём последний элемент нашей головоломки. Давайте посмотрим, что можно составить из этих элементов.
Дети, двигая кусочки головоломки на магнитах на доске, составляют золотой ключик.
Педагог: Интересно, что можно открыть этим ключом. Давайте посмотрим.
Находят сундук. (Педагог «вставляет» ключ в замок). Открывают, а там на каждого ребенка медали «Лучший грамотей». Раздаём всем медали и прощаемся.