Ирина Кривая
Конспект экспериментальной деятельности в младшей группе по теме «Свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
Образовательные: Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства
Развивающие: Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности в младшей группе по теме „Свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Воспитательные: Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться
Предварительная работа: игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами.
Методы и приемы: магниты, картон, стакан с водой, игрушки с магнитами (самолетики, чашка с крупой, скрепки, презентация.
Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
Организационный момент:
Вос-ль: Ребята, я сегодня нашла какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).
Вос-ль: Правильно, это магнит. Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.
Вос-ль: Ребята, чтобы познакомить вас с удивительными свойствами магнита, я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Лаборатория эта не простая, а волшебная. А чтобы в неё попасть, нужно закрыть глаза и повернуться три раза.
(Звучит волшебная музыка).
Вос-ль: Ну, вот мы с вами в волшебной лаборатории. И все мы будем учёными, которые ставят опыты. Проходите, присаживайтесь. (Дети садятся за столы).
Вос-ль: Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас исследовать свойства магнита.
Вос-ль: Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Волшебство начинается.
Вос-ль: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь?
Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый.
Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?»
Вос-ль: У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит.
Вос-ль: Как мы это проверим? (Ответы детей).
Вос-ль: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!
Вос-ль: Расскажите, что вы делали? И что получилось?
(Ответы детей)
Вос-ль: А какие предметы магнит не притянул? (Ответы детей)
(Магнит не притянул : пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик).
Вос-ль: Молодцы! А теперь послушайте, что я вам расскажу.
Магниты – это куски железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.
Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Опыт №2. «Достань без помощи рук».
Вос-ль: Действует ли магнит через другие материалы?
(Ответы детей).
Вос-ль: Ребята, а как достать скрепку без помощи рук?
(Версии детей).
Вос-ль: Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно.
А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана.
(Дети выполняют)
Вос-ль: Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).
Вос-ль: Что же двигало скрепку? (Дети отвечают).
Вос-ль: Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают).
Вывод: Магнитная сила проходит через пластик.
Опыт№3. «Рыбалка».
Вос-ль: Ребята, как вы думаете, а через воду магнитные силы пройдут? (Дети отвечают).
Вос-ль: Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочек, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой.
(Дети проводят магнитом над водой, рыбки находящиеся на дне, притягиваются к магниту).
Вос-ль: Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
(Дети отвечают).
Вос-ль: Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают).
Вывод: Значит, магнитные силы проходят через воду. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.
Физкультминутка.
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
И на место тихо встать.
Опыт №4. «Противоположности притягиваются».
Вос-ль: (приглашает одного ребенка к доске, дает в руки два магнита).
Ребенок берет два магнита, проверяет, что они притягиваются друг к другу разными полюсами.
Вос-ль: Что произошло?
(Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу).
Вос-ль: Поднеси магниты друг к другу одинаковыми полюсами.
Что видим? (Магниты «убегают» друг от друга).
Вос-ль: Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться, либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса : южный и северный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.
Вос-ль: Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.
Опыт 5. «Как увидеть магнитное поле?»
Вос- ль: В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто! Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок. Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут их положительного полюса к отрицательному.
Вывод.
Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий