Лидия Рахибовна Кондратьева
«Ложки расписные». Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы "Ложки расписные" Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в соответствии с требованием ФГОС.
Музыкальный руководитель: Кондратьева Л. Р.
Воспитатель: Воробьева Т. Ю.
2019год. районная методическая неделя.
Задачи:
Публикация «„Ложки расписные“, Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Образовательные : Познакомить с историей создания ложки; дать представление о многообразии видов ложек; закрепить умение определять материал, из которого изготовлен предмет; упражнять в подборе прилагательных, образовании однокоренных слов : дерево - деревянная, металл – металлическая и т. д. ; расширять представления детей о русских традициях. Познакомить дошкольников с элементарными приемами игры на ложках. Привлечь к нетрадиционному виду музицирования (на кастрюлях). Формировать навык чистого интонирования песенок распевок, добиваться четкой дикции.
Развивающая: Развивать диалогическую речь детей и умение слушать высказывания товарищей. Развивать ритмический слух, умение координировать речь с движением. Упражнять детей в прямом галопе. Добиваться выразительности в игре на ложках в сопровождении русской народной музыки. Развивать эстетический и эмоциональный вкус.
Воспитательная: Воспитывать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры. Воспитывать навыки взаимодействия, самостоятельность, инициативность, артистизм. Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам, культуру общения со сверстниками.
Тип занятия: Тематическое.
Формы работы: Групповая.
Технология: Игровая.
Методы и приемы : Наглядные (демонстрация презентации, видеоролик, ложки, деревянная утварь); словесные приемы: (беседа, объяснение, загадки, художественное слово); музыкальное сопровождение, соответствующее теме деятельности; практические приемы: (игра на ложках, кастрюлях, музыкальная игра, ритмическая разминка).
Предварительная работа:
Подбор загадок, стихов, пословиц, посвящённых ложкам. Выставка ложек, применяемых нами в быту. Занятия по изодеятельности «Вот какая ложка…». Дидактическая игра «Составь узор». Подв. игра «Перенеси шарик в ложке». Разучивание распевки «Доброе утро», танца с ложками.
Ход:
Звучит русская мелодия «Коробейники», музыкальный руководитель встречает детей в музыкальном зале. Дети стоят в кругу.
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с гостями и друг с другом. Нашу встречу начнём песней, помогайте мне! :
Песенка - распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро» (сл. и муз. О. Арсеневской) .
1. Доброе утро! Разводят руки в стороны
Улыбнись скорее! и слегка кланяются друг другу.
И сегодня весь день «Пружинка».
Будет веселее. Поднимают руки вверх.
2. Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту.
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми, Наклоны головы к правому
Как в саду цветочки! и левому плечу поочередно.
3. Разотрём ладошки Движения по тексту.
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! Разводят руки в стороны.
Музыкальный руководитель: Обращаю внимание на красивый сундучок. Вам хочется узнать, что находится у меня в сундучке? Слушайте загадку:
Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
(Ложка)
Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы правильно отгадали загадку! Это ложки!
Я сегодня пришла, и с собою принесла
Ложки расписные красивые, резные!
В моем музыкальном сундучке хранятся ложки
Сейчас мы с вами их возьмем и весело играть начнем.
Музыкальный руководитель: Ребята, а, что же нам делать? Ложек в сундучке нет, куда же они могли исчезнуть! Может их ребята из другой группы взяли поиграть! Не заканчивать же нам с вами занятие, давайте вместе подумаем, где можно взять ложки? (Выслушиваю ответы детей, если дети скажут, что ложки можно купить в магазине, предлагаю отправиться в магазин, если нет, загадываю загадку).
Загадка про магазин:
Надо хлеба нам купить, Иль подарок подарить, —
Сумку мы с собой берем, и на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин и заходим в…
Ответ: Магазин
Музыкальный руководитель: Поедем в магазин на лошадке.
Ритмическое упражнение: «Лошадки» (Прямой галоп) Останавливаемся у ширмы, за которой спрятан Магазин, убираю ширму.
Музыкальный руководитель: (звонит в колокольчик)
«Колокольчик заливается, магазин наш открывается».
Появляется Ложка.
Ложка : Здравствуйте, ребята! Я – ложка. Езжу я по городам да странам за разным товаром. Купила я много удивительных вещей.
Музыкальный руководитель: А мы хотели у вас купить ложки, чтобы поиграть на них.
Ложка : А вы думаете, ложки сразу стали музыкальным инструментом?
Ребята, садитесь поудобнее я расскажу вам о том, как появилась русская ложка.
Показ презентации.
Слайд №2.
Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они жили в пещерах, ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды. Со временем люди научились вытачивать из камня инструменты. Стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлыми, неудобными и ломались.
Слайд №3
А простые люди жили бедно, не могли купить дорогие ложки. Поэтому начали резать ложки из клёна, липы, осины и даже из берёзы.
Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Люди ели щи да кашу деревянными ложками.
Слайд №4.
Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала от большого бревна отколоть небольшой кусочек дерева. Этот кусочек назывался баклушей. Откалывать такие кусочки - дело совсем простое и лёгкое. Поэтому заготавливать баклуши поручалось подмастерьям. Процесс заготовки назывался «баклуши бить». Опытные мастера посмеивались над баклушечниками: мол, занимаются ерундой- баклуши бьют.
Слайд №5.
Сначала делали заготовки, рисовали контур ложки. Затем специальным инструментом – полукруглой стамеской придавали ложке форму, то есть выскребали.
Слайд №6
У богатых людей были ложки из золота, серебра и называли их царскими.
Слайд №7.
Ложки любили украшать резьбой и росписью.
Слайд №8.
Неокрашенные ложки использовали ежедневно
Слайд №9.
Расписные ложки – праздничные, носят подарочный характер. Они расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота на них воспринимаются как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью.
Слайд №10.
Из ложки просто сделать куклу или разнообразных персонажей для кукольного театра.
Слайд №11.
Деревянные ложки, разнообразные по форме –
традиционный русский сувенир.
Слайд №12 - №19
Ложка : сейчас мы с вами поиграем в слова. Ложка из дерева. Значит она какая?
Дети: Деревянная.
Ложка : Ложка из глины?
Дети: Глиняная.
Ложка : Из металла?
Дети: Металлическая.
Ложка : Из пластмассы?
Дети: Пластмассовая.
Ложка : Для чая – какая ложка?
Дети: Чайная.
Ложка : Для десерта?
Дети: Десертная.
Ложка : Для кофе?
Дети: Кофейная
Слайд №20.
Ложками не только кушают, но и на них играют.
В наше время люди очень любят играть на ложках и организуют ансамбли ложкарей, сейчас мы с вами посмотрим, как они виртуозно играют.
Просмотр видеоролика.
Музыкальный руководитель: Ложка, спасибо тебе за интересный рассказ, мы хотим купить ложки и поучиться на них играть.
Ложка : Я с удовольствием подарю вам эти замечательные ложки и поучусь с вами играть на них.
Музыкальный руководитель: Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.
Сейчас поупражняемся в игре на ложках.
Приемы игры на ложках :
Приём «Лошадка».
На что похож такой стук ложек? (предположения детей). Этот прием так и называется «Лошадка». Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать ложка об ложку (дети пробуют, стучат в ложки, одновременно проговаривая текст).
Еду, еду к бабе к деду
На лошадке в красной шапке
Цок, цок, цок, цок…
Звучит музыка «Лошадка» дети играют на ложках.
«Ладошки»-одновременные удары обеих ложек «пяточкой» по «пяточке».
1,2,3 – ты на ложки посмотри,
1,2,3,4 – вот мы ложечки купили,
1,2,3,4,5 – будем мы на них играть!
«Блинчики» - ложки держим перед собой. Удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.
Мы сейчас растопим печь –
Надо блинчиков испечь.
А если мы попробуем стукнуть ложками, как бы скользя, получится совсем другой звук. Этот прием называется
"Тарелочки".
На тарелочке блиночки,
Вот для сына и для дочки.
Музыкальный руководитель:
В руки ложки мы возьмем,
С ними танцевать пойдем.
«Танец с ложками».
Музыкальный руководитель: Молодцы! Постарались! Вы ритмично ударяли в ложки! А Ложка предлагает нам интересную игру.
Ложка : Какие геометрические фигуры вы знаете? Давайте из ложек соберем геометрические фигуры. «Собери из ложек геометрическую фигуру».
Ложка : Молодцы! Назовите фигуры, которые вы составили.
Дети отвечают.
Муз. рук. : Очень интересная игра, а я предлагаю вам музыкальную игру «Ложкари». Дети стоят в кругу, в центре 3-4ребенка с ложками, на первую часть музыки, веселую, ложкари играют на ложках, все дети хлопают в соответствии с музыкальным сопровождением, на вторую часть, колыбельную, дети, стоящие в кругу, присаживаются и закрывают глаза, ложкари кладут ложки кому-нибудь из детей, игра повторяется с другими детьми, играющими на ложках и т. д.
Муз. рук: Умницы, вы постарались ритмично ударять в ложки!
Муз. рук. : Динь-динь, бум-бум,
Наш оркестр устроит шум!
Пошумим, позвеним,
Всех сейчас повеселим!
Игра на кастрюльках ложками. Муз. сопровождение: «Пешки ложки» интернет ресурсы. (Нетрадиционный оркестр).
Музыкальный руководитель: Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу. О каком музыкальном инструмент вы сегодня узнали? (о ложках)
Из чего их делают? (из осины, березы)
-Из каких частей состоит ложка? (из черенка и черпака)
Почему черпак назвали черпаком? (от слова черпать)
-Какие приемы игры на ложках вы запомнили? (ладошки, блинчики, тарелочки, лошадки).
Ложка : Мне сегодня было с вами очень хорошо. Вы веселые, любознательные, правильно отвечали на вопросы. У меня в магазине лежат разноцветные ложки. (Вырезанные из цветного картона) Чего на них не хватает? Я вам дарю эти ложки, а вы их раскрасите в группе. Заглядывает в красивую деревянную вазу, помешивая ложкой, да у меня здесь и сладкое угощенье для вас припасено. (Отдает музыкальному руководителю). Дети благодарят Ложку за угощение.
Музыкальный руководитель:
Динь-динь-динь,
Динь-динь-динь.
Закрываем магазин.
До свидания!
Музыкальный руководитель и Ложка прощаются с детьми. Звучит песня «Ложки деревенские». Интер. Рес.
Воспитатель: Воробьева Т. Ю.
Музыкальный руководитель: Кондратьева Л. Р.
2019год.
Задачи:
Образовательная : Познакомить с историей создания ложки; дать представление о многообразии видов ложек; закрепить умение определять материал, из которого изготовлен предмет; упражнять в подборе прилагательных, образовании однокоренных слов : дерево - деревянная, металл – металлическая и т. д. ; расширять представления детей о русских традициях. Познакомить дошкольников с элементарными приемами игры на ложках. Привлечь к нетрадиционному виду музицирования (на кастрюлях). Формировать навык чистого интонирования песенок распевок, добиваться четкой дикции.
Развивающая: Развивать диалогическую речь детей и умение слушать высказывания товарищей. Развивать ритмический слух, умение координировать речь с движением. Упражнять детей в прямом галопе. Добиваться выразительности в игре на ложках в сопровождении русской народной музыки. Развивать эстетический и эмоциональный вкус.
Воспитательная: Воспитывать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры. Воспитывать навыки взаимодействия, самостоятельность, инициативность, артистизм. Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам, культуру общения со сверстниками.
Тип занятия: Тематическое.
Формы работы: Групповая.
Технология: Игровая.
Методы и приемы : Наглядные (демонстрация презентации, видеоролик, ложки, деревянная утварь); словесные приемы: (беседа, объяснение, загадки, художественное слово); музыкальное сопровождение, соответствующее теме деятельности; практические приемы: (игра на ложках, кастрюлях, музыкальная игра, ритмическая разминка).
Предварительная работа:
Подбор загадок, стихов, пословиц, посвящённых ложкам. Выставка ложек, применяемых нами в быту. Занятия по изодеятельности «Вот какая ложка…». Дидактическая игра «Составь узор». Подв. игра «Перенеси шарик в ложке». Разучивание распевки «Доброе утро», танца с ложками.
Ход:
Звучит русская мелодия «Коробейники», музыкальный руководитель встречает детей в музыкальном зале. Дети стоят в кругу.
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с гостями и друг с другом. Нашу встречу начнём песней, помогайте мне! :
Песенка - распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро» (сл. и муз. О. Арсеневской) .
1. Доброе утро! Разводят руки в стороны
Улыбнись скорее! и слегка кланяются друг другу.
И сегодня весь день «Пружинка».
Будет веселее. Поднимают руки вверх.
2. Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту.
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми, Наклоны головы к правому
Как в саду цветочки! и левому плечу поочередно.
3. Разотрём ладошки Движения по тексту.
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! Разводят руки в стороны.
Музыкальный руководитель: Обращаю внимание на красивый сундучок. Вам хочется узнать, что находится у меня в сундучке? Слушайте загадку:
Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
(Ложка)
Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы правильно отгадали загадку! Это ложки!
Я сегодня пришла, и с собою принесла
Ложки расписные красивые, резные!
В моем музыкальном сундучке хранятся ложки
Сейчас мы с вами их возьмем и весело играть начнем.
Музыкальный руководитель: Ребята, а, что же нам делать? Ложек в сундучке нет, куда же они могли исчезнуть! Может их ребята из другой группы взяли поиграть! Не заканчивать же нам с вами занятие, давайте вместе подумаем, где можно взять ложки? (Выслушиваю ответы детей, если дети скажут, что ложки можно купить в магазине, предлагаю отправиться в магазин, если нет, загадываю загадку).
Загадка про магазин:
Надо хлеба нам купить, Иль подарок подарить, —
Сумку мы с собой берем, и на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин и заходим в…
Ответ: Магазин
Музыкальный руководитель: Поедем в магазин на лошадке.
Ритмическое упражнение: «Лошадки» (Прямой галоп) Останавливаемся у ширмы, за которой спрятан Магазин, убираю ширму.
Музыкальный руководитель: (звонит в колокольчик)
«Колокольчик заливается, магазин наш открывается».
Появляется Ложка.
Ложка : Здравствуйте, ребята! Я – ложка. Езжу я по городам да странам за разным товаром. Купила я много удивительных вещей.
Музыкальный руководитель: А мы хотели у вас купить ложки, чтобы поиграть на них.
Ложка : А вы думаете, ложки сразу стали музыкальным инструментом?
Ребята, садитесь поудобнее я расскажу вам о том, как появилась русская ложка.
Показ презентации.
Слайд №2.
Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они жили в пещерах, ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды. Со временем люди научились вытачивать из камня инструменты. Стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлыми, неудобными и ломались.
Слайд №3
А простые люди жили бедно, не могли купить дорогие ложки. Поэтому начали резать ложки из клёна, липы, осины и даже из берёзы.
Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Люди ели щи да кашу деревянными ложками.
Слайд №4.
Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала от большого бревна отколоть небольшой кусочек дерева. Этот кусочек назывался баклушей. Откалывать такие кусочки - дело совсем простое и лёгкое. Поэтому заготавливать баклуши поручалось подмастерьям. Процесс заготовки назывался «баклуши бить». Опытные мастера посмеивались над баклушечниками: мол, занимаются ерундой- баклуши бьют.
Слайд №5.
Сначала делали заготовки, рисовали контур ложки. Затем специальным инструментом – полукруглой стамеской придавали ложке форму, то есть выскребали.
Слайд №6
У богатых людей были ложки из золота, серебра и называли их царскими.
Слайд №7.
Ложки любили украшать резьбой и росписью.
Слайд №8.
Неокрашенные ложки использовали ежедневно
Слайд №9.
Расписные ложки – праздничные, носят подарочный характер. Они расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота на них воспринимаются как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью.
Слайд №10.
Из ложки просто сделать куклу или разнообразных персонажей для кукольного театра.
Слайд №11.
Деревянные ложки, разнообразные по форме –
традиционный русский сувенир.
Слайд №12 - №19
Ложка : сейчас мы с вами поиграем в слова. Ложка из дерева. Значит она какая?
Дети: Деревянная.
Ложка : Ложка из глины?
Дети: Глиняная.
Ложка : Из металла?
Дети: Металлическая.
Ложка : Из пластмассы?
Дети: Пластмассовая.
Ложка : Для чая – какая ложка?
Дети: Чайная.
Ложка : Для десерта?
Дети: Десертная.
Ложка : Для кофе?
Дети: Кофейная
Слайд №20.
Ложками не только кушают, но и на них играют.
В наше время люди очень любят играть на ложках и организуют ансамбли ложкарей, сейчас мы с вами посмотрим, как они виртуозно играют.
Просмотр видеоролика.
Музыкальный руководитель: Ложка, спасибо тебе за интересный рассказ, мы хотим купить ложки и поучиться на них играть.
Ложка : Я с удовольствием подарю вам эти замечательные ложки и поучусь с вами играть на них.
Музыкальный руководитель: Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.
Сейчас поупражняемся в игре на ложках.
Приемы игры на ложках :
Приём «Лошадка».
На что похож такой стук ложек? (предположения детей). Этот прием так и называется «Лошадка». Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать ложка об ложку (дети пробуют, стучат в ложки, одновременно проговаривая текст).
Еду, еду к бабе к деду
На лошадке в красной шапке
Цок, цок, цок, цок…
Звучит музыка «Лошадка» дети играют на ложках.
«Ладошки»-одновременные удары обеих ложек «пяточкой» по «пяточке».
1,2,3 – ты на ложки посмотри,
1,2,3,4 – вот мы ложечки купили,
1,2,3,4,5 – будем мы на них играть!
«Блинчики» - ложки держим перед собой. Удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.
Мы сейчас растопим печь –
Надо блинчиков испечь.
А если мы попробуем стукнуть ложками, как бы скользя, получится совсем другой звук. Этот прием называется
"Тарелочки".
На тарелочке блиночки,
Вот для сына и для дочки.
Музыкальный руководитель:
В руки ложки мы возьмем,
С ними танцевать пойдем.
«Танец с ложками».
Музыкальный руководитель: Молодцы! Постарались! Вы ритмично ударяли в ложки! А Ложка предлагает нам интересную игру.
Ложка : Какие геометрические фигуры вы знаете? Давайте из ложек соберем геометрические фигуры. «Собери из ложек геометрическую фигуру».
Ложка : Молодцы! Назовите фигуры, которые вы составили.
Дети отвечают.
Муз. рук. : Очень интересная игра, а я предлагаю вам музыкальную игру «Ложкари». Дети стоят в кругу, в центре 3-4ребенка с ложками, на первую часть музыки, веселую, ложкари играют на ложках, все дети хлопают в соответствии с музыкальным сопровождением, на вторую часть, колыбельную, дети, стоящие в кругу, присаживаются и закрывают глаза, ложкари кладут ложки кому-нибудь из детей, игра повторяется с другими детьми, играющими на ложках и т. д.
Муз. рук: Умницы, вы постарались ритмично ударять в ложки!
Муз. рук. : Динь-динь, бум-бум,
Наш оркестр устроит шум!
Пошумим, позвеним,
Всех сейчас повеселим!
Игра на кастрюльках ложками. Муз. сопровождение: «Пешки ложки» интернет ресурсы. (Нетрадиционный оркестр).
Музыкальный руководитель: Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу. О каком музыкальном инструмент вы сегодня узнали? (о ложках)
Из чего их делают? (из осины, березы)
-Из каких частей состоит ложка? (из черенка и черпака)
Почему черпак назвали черпаком? (от слова черпать)
-Какие приемы игры на ложках вы запомнили? (ладошки, блинчики, тарелочки, лошадки).
Ложка : Мне сегодня было с вами очень хорошо. Вы веселые, любознательные, правильно отвечали на вопросы. У меня в магазине лежат разноцветные ложки. (Вырезанные из цветного картона) Чего на них не хватает? Я вам дарю эти ложки, а вы их раскрасите в группе. Заглядывает в красивую деревянную вазу, помешивая ложкой, да у меня здесь и сладкое угощенье для вас припасено. (Отдает музыкальному руководителю). Дети благодарят Ложку за угощение.
Музыкальный руководитель:
Динь-динь-динь,
Динь-динь-динь.
Закрываем магазин.
До свидания!
Музыкальный руководитель и Ложка прощаются с детьми. Звучит песня «Ложки деревенские». Интер. Рес.