Елена Миллер
Конспект занятия по экспериментированию «Воздух вокруг нас!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
Образовательная:
-Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, прозрачен, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер это движение воздуха;
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Воздух вокруг нас!“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
- Подвести к понимаю того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- Учить определять свойства воздуха с помощью элементарных опытов;
- Способствовать формирования у детей познавательного интереса;
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающая:
- Развивать любознательность, наблюдательность;
- Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие;
- Расширять словарный запас детей.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности;
- Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Обогащение словаря: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперимент
Интеграция областей: «Познавательное развитие»
Вид деятельности: Познавательно-исследовательская.
Материалы и оборудование:
Раздаточный:
Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, коктейльные трубочки, костюм Карлсона, снежинки бумажные, веера бумажные (по количеству детей, воздушные шары).
Демонстрационный:
Весы детские, иллюстрации с изображением: животных, рыб, растений.
Методы и приемы: наглядный (полиэтиленовые пакеты, практический (опыты,
словесный.
Ход НОД.
1. Часть. Организационная.
Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, доброе утро и добрый день. Наше тепло, наше хорошее настроение, с воздушным поцелуем пошлём друг другу и нашим гостям. Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А теперь все внимание на меня. Сегодня утром я подхожу к детскому саду, смотрю на дверь и не пойму, что происходит, дверь то откроется, то закроется. Ребята как вы думаете, кто ее открывал?
(ответы детей) (Ветер).
Воспитатель: А что такое ветер?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Ветер - это движение воздуха. Давайте послушаем звуки ветра.
Сюрпризный момент.
(В группу под музыку влетает Карлесон)
Воспитатель: Кто это к нам с ветром прилетел?
Карлсон: Здравствуйте, ребята! Это я, самый красивый и добрый Карлсончик. А что это вы здесь собрались?
Воспитатель: Мы с ребятами говорим о воздухе.
Карлсон: О воздухе? А зачем он нужен?
Воспитатель: Ребята ответьте Карлсону зачем нужен воздух?
(ответы детей) Человеку нужен воздух, чтобы дышать.
Воспитатель: Правильно ребята воздух - это то, чем мы с вами дышим. А каким воздухом полезно дышать?
Дети: Чистым.
Карлсон: Совсем нет! Я могу без воздуха обойтись!
Опыт 1 «Не дышите»
Воспитатель: Давайте проверим ребята, может Карлсон прав? Наберите воздух и, попробуйте, не дышать. (Дети пробуют и делают выводы)
Дети: Мы не можем не дышать.
Воспитатель: А теперь, Карлсон ты сделай тоже. Мы с ребятами будем считать, сколько Карлсон сможет не дышать. (Дети считают.)
Карлсон: Ой, ой, ой! Лучше я буду дышать. Значит, без воздуха действительно невозможно жить.
Воспитатель: Да, человеку нужен воздух! Ребята, а кому ещё нужен воздух?
Дети: Да, людям, животным, рыбам, растениям. Всему живому нужен воздух. (Показ иллюстраций)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в помещении детского сада есть воздух? (ответы детей).
- Чтобы это увидеть и доказать мы превратимся в учёных и отправимся в лабораторию. Ребята, а вы же знаете, что такое лаборатория?
Дети: Там много приборов для экспериментов, опытов.
Воспитатель: Правильно, лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят, опыты и эксперименты исследуя их. Но прежде, чем мы окажемся в лаборатории, нам нужно вспомнить правило поведения: соблюдать тишину, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать, не перебивать друг друга. Готовы! Вместе со мной произносим слова: Вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся раз, два, три, три раза мы глаза ладошками прикроем и в лаборатории окажемся.
Воспитатель: Вот мы с вами и Карлсоном очутились в самой настоящей научной лаборатории. Проходите коллеги (одевают фартуки). Ребята, нам ученые предлагают посмотреть фильм (Просмотр презентации).
Воздух – это-то, чем дышим. (слайд №2)
Через воздух звук мы слышим. (слайд №3)
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт. (слайд №4)
Птица в воздухе летает. (слайд №5)
Разным воздух наш бывает, (слайд №6)
Воздух может быть прозрачным
Пахнуть может дымом дачным. (слайд №7)
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином (слайд №8)
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает. (слайд №9)
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос. (слайд №10)
Шторой в комнате играл, (слайд №11)
Бурю в море он поднял. (слайд №12)
Воздух разный, он такой! (слайд №13)
Где найдём его с тобой? (слайд №14)
Воспитатель: Этот фильм про что? (Карлсон перебивает детей).
Карлсон: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздуха! А вы, ребята, видите воздух?
Дети: Нет, не видим!
Карлсон: Вот-вот не видите! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Карлсон! Мы тоже воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас!
Карлсон: Ой, всё- то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
2 .Часть. Опытно-экспериментальная.
Опыт 2. «Поймай воздух в пакет»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит, какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт 3. «Как увидеть воздух?»
Воспитатель: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков.
Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит, в ней появился воздух.
Воспитатель: Ребята,вы наверное устали а давайте немного отдохнем и проведем
Физкультминутку.
Физкультминутку «Ветер»
Ветер дует нам в лицо (дети имитируют дуновение ветра, качаясь то в одну,то в другую сторону.
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише. (приседают)
Деревцо все выше,выше (выпрямляются)
Игра «Угадай по запаху».
Закройте глаза, зажмите руками нос. Ребята я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запаху определите. Что это? Ну. Что удалось? Почему?
Дети: Нос закрыт.
Воспитатель. А теперь уберите руки, чувствуете? Воспитатель подносит кусочки апельсина, лука и т. д.
Вывод: Значит, по воздуху распространился запах и мы его чувствуем.
Карлсон: Это очень интересно! А я тоже могу делать опыты! Я умею взвешивать воздух. Вы знаете, чем взвешивают?
Дети: Весами.
Опыт 4. «Весы»
Карлсон: Правильно! У меня есть весы и два шара, в которые я накачал воздух. Какого цвета шары? Какой шар прокалываем левый или правый? Весы стоят ровно. Прокалывает один шар - весы опускаются. Почему?
Дети: Он тяжелый - в нем остался воздух, а в другом- воздуха нет.
Карлсон: Молодцы! Значит, воздух можно взвесить (трет глаза).
Воспитатель: Карлесон, что случилось? Почему ты трешь глаза?
Карлсон: У меня устали глаза.
Воспитатель: Чтобы глазки не уставали надо сделать гимнастику для глаз.
Глазки вверх поднимем мы - улыбнемся.
Глазки вниз опустим мы - улыбнемся
Глазки влево повернем- улыбнемся
Глазки вправо повернем
И работать мы начнем.
Карлсон: Ой, что-то мне стало жарко!
Воспитатель: Ребята, что надо сделать, чтобы остудить Карлсона?
Дети: Подуть на Карлсона ветерком!
Воспитатель: На тебя сейчас ветерком мы подуем, и тебе станет легче. Дети, возьмите веера и помашите на Карлсона.
Опыт 5.«Игра с веерами» (дети машут на Карлсона).
Воспитатель: Что ты чувствуешь?
Карлсон: Приятный, легкий ветерок!
Карлсон: Спасибо! Вы меня остудили! А вам не жарко? (Машет на ребят веером, дети разбегаются и садятся на места).
Воспитатель: Ребята, а каким бывает ветер?
Дети: Сильный, слабый, легкий ветерок.
Воспитатель: Ветер может двигать разные предметы.
Дети: Мы это видели, когда ветер срывал листья с деревьев, поднимал пыль и пустые кульки.
Карлсон: И я это видел! Я тоже могу делать ветер и двигать предметы! Давайте вы сомной посоревнуетесь.
Опыт 6. Игра-соревнование «Сдуй снежинку с ладошки»
11. Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилась работа в нашей лаборатории?
Что мы делали? Видели?
Что узнали о воздухе в нашей лаборатории? (ответы детей).
Ну что, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся раз, два, три, глаза ладошками прикроем раз, два, три и в детском саду окажемся.
Воспитатель: А куда наш Карлсон исчез?
Карлсон: Я тут! (Дует шар) Я надувал воздухом шарики и хочу подарить их всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо вам ребята!
Пойду, теперь расскажу Малышу всё, что сегодня узнал! (Раздаёт шарики детям)
Дети: До свидания!
Воспитатель: Молодцы! Мне тоже сегодня очень понравилось наше занятие. Давайте попрощаемся с гостями!