Наталья Чуфарина
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Безопасная прогулка по улице от детского сада до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад»
Конспект ООД.
Образовательная область
«Социально – коммуникативное развитие»
Тема: «Безопасная прогулка по улице от детского сада до школы».
Выполнила: Чуфарина Н. В., воспитатель
Задачи: углублять знания детей о правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; закреплять умение различать дорожные знаки, знать их назначение; развивать внимание; воспитывать навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни.
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию „Безопасная прогулка по улице от детского сада до школы“» размещена в разделах
Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки (запрещающие, указательные, предписывающие, знаки сервиса, карточки-схемы к игре «Транспорт», мяч, светофор; стихи из книги «Три сигнала светофора» В. А. Добряковой и др., альбомный лист на каждого ребёнка, цветные карандаши.
Словарная работа: Знаки запрещающие, предписывающие, указатель-ные, знаки сервиса, перекрёсток, безопасная зона.
Предварительная работа: экскурсия по городу, изготовление дорожных знаков, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме.
Ход деятельности.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам прогуляться по городу. Мы совершим большую безопасную прогулку от нашего детского сада до школы, в которой многие из вас будут учиться. Это нужно для того, чтобы ориентироваться по городу и узнать, где находится школа. А поможет нам карта - маршрут.
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она, азбука, над головой:
Знаки развешаны над мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда,
И не случится с тобою беда!
Я. Пишумов
Воспитатель: Но прежде, чем отправиться в путь, вспомним правила поведения и безопасности на улице (вспоминаем с детьми правила).
Вот наш детский сад (показывает на карте). Назовите его адрес. (Ответы детей.) Как вы думаете, почему надо знать свои адрес, фамилию, имя, телефон, адрес детского сада? (Ответы детей.) А сейчас послушайте стихотворение.
Чтоб машины не спешили,
Шёл спокойно пешеход,
Помогать мы им решили –
Мы дежурим круглый год.
Самый малый знак дорожный –
Он стоит не просто так,
Будьте, будьте осторожны,
Соблюдайте каждый знак!
Воспитатель: О чём говорится в стихотворении?
Дети: О дорожных знаках.
Воспитатель: Какие виды знаков вы знаете?
(Дети перечисляют дорожные знаки)
Воспитатель: Знаки бывают запрещающие, предписывающие, указательные, знаки сервиса.
Воспитатель: Помогите мне, пожалуйста, разобрать вот эти знаки. Артём и Костя выберут запрещающие знаки, Арина и Кристина – знаки сервиса и т. д.
(Дети выполняют работу парами.)
Воспитатель: Что означает этот знак? (Называет 4-5 знаков.) Найдите знак, который должен стоять возле нашего детского сада. (Дети выполняют.) Почему вы его выбрали?
Дети: Потому что на нём изображены дети.
Воспитатель: Как он называется?
Дети: «Осторожно! Дети!»
Воспитатель: От детского сада мы пойдём по улице.
По городу, по улице
Не ходят просто так,
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак!
На какие две части делится улица?
Дети: Улица делится на тротуар и проезжую часть.
Воспитатель: Покажите на карте, где тротуар, а где проезжая часть. (Дети выполняют.) Для чего предназначен тротуар? (Для движения пешеходов.) А для чего проезжая часть? (Для движения автомобилей.) Почему тротуар делают немного выше проезжей части?
Дети: Для того, чтобы машины не могли заезжать на тротуар.
Воспитатель: Прогулка продолжается. Посмотрите, что за знак встретился на нашем пути?
Дети: Это знак «Опасность».
Воспитатель: С какими опасностями мы можем встретиться на улице?
Дети: Это могут быть машины, открытые люки, незнакомые люди, злые собаки, недостроенные дома и т. д.
Воспитатель: Отправляемся в путь дальше. Отгадайте загадку:
Дом по улице идёт,
На работу нас везёт,
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
Правильно, это автобус. Мы дошли до автобусной остановки. Покажите знак, который указывает место остановки автобуса. (Дети выполняют.) Для чего нужны автобусные остановки?
Дети: На остановках люди ждут автобус.
Воспитатель: Как надо вести себя на автобусной остановке?
Дети: Нужно стоять спокойно, не выскакивать на проезжую часть.
Воспитатель: Какие вы знаете правила поведения в городском транспорте?
Дети: Ездить в автобусе можно только со взрослыми; заходить в автобус нужно в заднюю дверь, выходить – в переднюю; если есть место – садиться; не высовываться из окна; не сорить; не шуметь; не бегать по автобусу; не нажимать на незнакомые кнопки, уступать место старшим.
Воспитатель:
Как бы ни был труден путь,
Ты в дороге вежлив будь:
Место старшим или старым
Уступать не позабудь!
Как надо вести себя, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону?
Дети: Нужно подождать, пока автобус отойдёт, посмотреть налево, потом посмотреть направо и продолжить путь; можно перейти по переходу, если он есть.
Воспитатель: Прогулка продолжается. Назовите знак, который попался нам на пути. («Место отдыха».) Предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру.
Игра «Подбери правильно». У детей – карточки с изображениями различных видов транспорта (трамвай, корабль, автобус, лодка и др.). Отдельно вывешены символы, изображающие виды транспорта: облака – воздушный, волнистая линия – водный, прямая – наземный и т. д. Под музыку дети «едут», «летают», «плавают» по группе. По сигналу надо найти правильно своё место.
Воспитатель: Отдохнули, теперь можем двигаться дальше. Вот наша следующая остановка. Будем мы останавливаться? (Нет.) Почему? (Это знак «Остановка запрещена».) Правильно, мы не останавливаемся и двигаемся дальше. На работу, в школу, в детский сад люди едут в автобусе, трамвае, на автомобиле, мотоцикле, велосипеде или идут пешком. Когда люди едут, их называют… (пассажирами, а когда идут пешком… (пешеходами). А теперь задача: Алёша везёт коляску с куклой, Серёжа едет на трёхколёсном велосипеде, мама – Катя – ведёт дочку за руку. Кто из них пассажир, а кто пешеход? (Ответы детей.)
Назовите, какие правила пешехода вы должны знать и строго соблюдать, чтобы с вами не случилось несчастье?
Дети: Нужно ходить по улице только по тротуару и по пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны; не мешать движению встречных пешеходов; запрещается шалить, играть на проезжей части, переходить улицу на красный сигнал светофора.
Воспитатель: Вот мы с вами и вышли на место, где пересекаются две дороги. Как оно называется? (Перекрёсток.)
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти?
Ребята, вы мне помогите
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить?
Скажите, где и как переходят дорогу?
Дети: Для этого есть специальные места, они называются «пешеходный переход», по-другому «зебра».
Воспитатель: А здесь есть пешеходный переход? (Нет.) А как нам быть? (Дойти до пешеходного перехода.)
Прогулка продолжается безопасно, мы перешли дорогу, и здесь опять знак. Какой? («Место отдыха».) Предлагаю поиграть с мячом.
Игра «Разрешается – запрещается».
• Переходить улицу на зелёный свет.
• Ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны.
• Быть примерным пешеходом.
• Уступать место старшим в транспорте.
• На остановке стоять рядом с мамой.
• Играть на дороге.
• Переходить улицу перед близко идущей машиной.
• Переходить улицу на красный свет.
• Ездить в автобусе «зайцем».
• Шуметь в автобусе.
• Ездить на автомобиле по тротуару.
• Играть на проезжей части.
Воспитатель: А теперь послушайте загадку:
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти.
Что это? Правильно, светофор. Он помогает водителям и пешеходам, предотвращает аварии и несчастные случаи, устанавливает на дорогах строгий порядок движения. Сколько глаз у светофора? (Три.) Какими разноцветными огнями они светятся? (Красным, жёлтым, зелёным.)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Будешь слушаться без спора
Указаний светофора –
И конечно, очень скоро
В нашу школу попадёшь!
Вот мы и дошли до школы. Наша прогулка была безопасной? (Да.) Почему?
Дети: Потому что мы соблюдали ПДД.
Воспитатель:
На улице стали внимательны дети
И выполняли все правила эти.
Правила дорожные
Помни всегда,
И не случится с тобою беда!
Теперь нам предстоит обратный путь от школы до детского сада. Мы пойдём и посчитаем, сколько всего дорожных знаков нам повстречается. В детском саду я предлагаю вам изобразить любой дорожный знак и показать его своим родителям. В путь! (дети считают и вспоминают дорожные знаки, изображают дорожные знаки на альбомном листе)
Молодцы! Всегда и везде соблюдайте правила дорожного движения.