Екатерина Яковлева
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в Город мастеров» (подготовка к обучению грамоте)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Город Мастеров»
Выполнила: Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 3 «Светлячок», г. Троицк, г. Москва Яковлева Екатерина Васильевна
Цель:
1. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе „Путешествие в Город мастеров“ (подготовка к обучению грамоте)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
3. Закрепить у детей полученные ранее знания.
Задачи образовательные:
Развивать навыки звукового анализа, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (гласные, согласные – твердые и мягкие).
Развивать умение делить слово на звуки, устанавливать количество звуков в слове.
Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Упражнять в умении делить слова на части (слоги).
Закреплять знание о слоге, как части слова;
Совершенствовать умение проводить звукобуквенный анализ слов.
Задачи развивающие :
1) Развивать мышление, речь, внимание, память;
2) Развивать фонематический слух.
3) Развивать мелкую моторику рук.
Задачи воспитательные:
1) Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
2) Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
3) Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Интеграция по образовательным областям:
«Познавательное развитие» :
1. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать.
2. Развивать у детей интерес к дидактическим играм, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
3. Через дидактические игры решать задачи по звуковой культуре речи.
«Физическое развитие» :
1. Способствовать физической активности детей, укреплению и сохранению здоровья (физкультминутка, динамические паузы).
«Социально-личностное развитие»
1) Воспитывать коллективизм, умение советоваться друг с другом, прислушиваться к мнению другого.
2) Развивать терпение и выдержку, смелость, внимательность.
«Художественно-эстетическое развитие»
1) Развивать воображение, пространственное восприятие (при выкладывании букв, моторику рук.
Предварительная работа:
1. Непосредственная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте и звуковой культуре речи.
2. Отгадывание загадок.
3. Разучивание чистоговорок, скороговорок.
4. Дидактические и словесные игры.
Материал:
Демонстрационный материал: «Веселый паровозик» (паровозик и 3 вагончика с изображением вопросительного знака, карточки-иллюстрации с профессиями (шофер, повар, учитель, маляр, изображение домов красного, синего и зеленого цвета, изображения домов с окошками (одно, два, три четыре, магнитофон, музыка, мячик массажный, бейджики, корзинки для карточек.
Раздаточный материал: картинки-предметы, буквы, цветные карточки (кр., син., зел., бросовый материал (крышки от фломастеров, мозаика, горох (фасоль, пуговицы, счетные палочки).
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение? (дети называют)
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, что нужно сделать? (дети здороваются) Ребята, они здесь оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте. Давайте мы с вами сегодня постараемся быть внимательными и активными.
Мотивационный момент.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в Город Мастеров. Пропуском в этом городе являются буквы, которые вы должны собрать у работников различных профессий. Чтобы легче было нам передвигаться по городу, мы разделимся на команды. В конце нашего путешествия мы определим победителя, собравшего больше всех букв.
Отправимся мы туда с вами на ковре-самолете (на полу расстелено покрывало). Но вместо билета вам необходимо правильно закончить начатое мною слово. Я брошу мяч и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец. Тот, кто справится, может садиться на ковер-самолет.
1-я игра (вводная, на ковре).
ДИ «Закончи слово» (с мячиком, дети стоят вокруг).
Ход: Воспитатель кидает мяч одному из детей, которые стоят вокруг него, называя одно из слов, приведенных ниже (20 слов).
Слова: зи-ма, суг-роб, сан-ки, ве-тер, печ-ка, шап-ка, дро-ва, снеж-ки, ме-тель, мо-роз, ел-ка, курт-ка, льдин-ка, ли-мон, вью-га, пур-га, и-ней, ли-са, мед-ведь, ту-чи.
Воспитатель: Молодцы. Перемещаться по улицам мы будем волшебным способом – закрыв глаза. Готовы? Мы отправляемся в путь.
(Музыка)
Ход НОД:
Воспитатель: Мы прибыли в славный город Мастеров. Сейчас вам нужно разделиться на команды. Помогут в этом ваши бейджики (они раздаются ребятам перед занятием, можно заранее предусмотреть равномерное распределение по командам более подготовленных детей). Посмотрите на них и рассаживайтесь.
Бейджики - с цветными вставками красного, синего и зеленого цвета.
Стоят столы для 3 команд, на которых стоят подставки с 3 цветными карточками на подставке того же цвета, что и вставки в бейджах (красный стол, синий стол и зеленый стол, а также корзинки с карточками-словами для дальнейшего звукового анализа.
На переднем столе выставляются карточки-иллюстрации с изображением различных профессий по ходу НООД, рядом стоит корзинка с конвертами-заданиями.
Ребята садятся вокруг столов с цветными карточками.
На стене возле доски вешается азбука.
Воспитатель: Посмотрите. У каждой команды на столе уже есть по 5 букв. Вы можете их сохранить или потерять (штрафы за нарушение тишины, выкрикивание).
Здесь живет и работает кто? (на переднем столе уже стоит карточка-иллюстрация с изображением шофера) Правильно, шофер. И он готов каждой команде дать по одной букве за правильный ответ.
2-я игра (за столом).
Воспитатель: Давайте вспомним, что слова бывают короткие, а бывают длинные. Как же их отличать? Чем их можно измерить? Линейкой? Правильно, слогами.
Давайте хлопками измерим слова. Разделим слова на слоги и поселим карточки в тот домик, в котором столько же окон, сколько в нем слогов.
ДИ «Найди домик» (деление на слоги).
Подготовка : на передних столах стоят 4 домика с окошками: 1-й - с одним окном, 2-й - с двумя, 3-й - с тремя, 4-й - с четырьмя окошками. Карточки с изображением техники – у воспитателя.
Ход: Воспитатель показывает карточку, дети произносят данное слово, делят его на слоги, считают количество слогов, расселяют в домики. По очереди каждая команда.
1 слог – танк, ключ, кран;
2 слога – трамвай, поезд, трактор;
3 слога – самосвал, машина, автобус.
4 слога – мусоровоз, цементовоз, экскаватор (или бульдозер).
Ведущий: Давайте проверим правильность выполнения задания! Молодцы (раздать буквы от шофера) А сейчас давайте с вами встанем и немного отдохнем.
Физкультминутка.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок? Продолжаем вновь урок!
Воспитатель: Отдохнули? Закрывайте глаза, мы отправляемся дальше.
(Музыка)
3-я игра (за столом).
Воспитатель: Ребята, мы прибыли. А на этой улице у нас работает кто? (на переднем столе во время музыки выставляется карточка с изображением повара) Правильно, повар. Чтобы выполнить его задание, давайте вспомним. Вы сейчас делили слова на что? (слоги). А из чего состоят слова, когда мы их произносим? (Из звуков. Звуки идут в слове друг за другом). Вот и новое задание – давайте представим, что слово – это поезд, а звуки в нем – это вагоны. Чтобы поезд поехал, нужно определить правильно у слова, изображение которого я покажу, где прячется звук, который я назову, – в начале слова, в середине или в конце. Я буду показывать изображение слова и называть звук, который спрятался в данном слове.
ДИ «Паровозик» (определение местоположения звука)
Подготовка : на магнитной доске закреплено изображение поезда: ПАРОВОЗ и 3 (три) ВАГОНА с вопросительным знаком.
Карточки с изображением продуктов питания на заданный звук – у воспитателя ( всего 9 карточек: по 3 карточки на определенный звук).
Ход: Воспитатель называет звук, который нужно найти, и показывает карточку с изображением слова, в котором этот звук находится в начале, в середине или в конце слова.
Ребенок произносит данное слово, определяет местонахождение названного звука в данном слове, выставляет карточку в нужный вагон. По очереди каждая команда.
Пояснение: Звук … - находится в начале слова, поэтому он прячется в первом вагоне. Почему звук сидит в среднем вагоне? (потому что звук находится в середине слова).
И- икра, пирог, овощи,
К - молоко, сок, каша,
Ф - кофе, фрукты, шкаф
Воспитатель: Молодцы! Букву от повара вы все получаете! Закрываем глаза (включается музыка, во время которой меняется карточка-иллюстрация профессии на переднем столе) и перемещаемся на улицу, где живут и работают кто? Верно, учителя.
Прежде чем приступить к заданию от учителей, предлагаю вам отдохнуть и немного потанцевать. Выходите, пожалуйста, на ковер.
Динамическая пауза, позволяющая вспомнить дифференциацию звуков.
Подготовка : Домики красного, синего и зеленого цветов расставляются вдоль ковра. Обращается внимание детей на азбуку, где буквы «окрашены» в те цвета, какие звуки они обозначают (Ш, Ж и Ц - всегда твердые звуки; Ч и Щ - всегда мягкие звуки).
Ход: Под звуки бубна дети двигаются, во время паузы воспитатель называет звук, ребята должны найти ее «дом» - подойти к цветному домику: гласный звук (красный, согласный твердый (синий, согласный мягкий (зеленый).
Неплохо. Теперь прошу вас снова пройти за свои столы. У вас на столах стоит корзинка с карточками, на которых изображены различные слова. Пусть каждый из вас возьмет по одной карточке и сосчитает, сколько звуков в данном слове. Количество звуков нужно показать пальцами.
4-я игра (за столом)
ДИ «Сколько звуков в слове».
Подготовка : на столах каждой команды стоит корзинка с карточками «азбуки» (буква и изображение слова, начинающегося с этой буквы).
Ход: Каждый ребенок на местах определяет количество звуков в этом слове и показывает пальцами. При затруднении ребят карточка со сложным словом заменяется воспитателем на более легкое.
Слова: арбуз, банан, волк, гриб, дом, жук, зонт, ива, игла, киви, лось, мак, нитки, обруч, пила, рыба, сок, торт, утюг, флаг, хлеб, цапля, часы, шар, щука.
Воспитатель: Закончили? Молодцы!
(раздается по букве командам с большим количеством правильных ответов от «учителя»).
Воспитатель: Как вы думаете, сами по себе звуки речи обозначают какое-нибудь понятие? Или их нужно подобрать определенным образом, чтобы получить слово? Попробуем?
Физкульминутка. Вставайте. Хлопаем только тогда, когда из звуков получается слово.
Чмя –мяч, отло-лото, кбйуа-юбка, клу-лук, отк-кот, кчио-очки, лотс-стол.
5-я игра (за столом).
Воспитатель: Справились! А теперь снова закрываем глаза и отправляемся дальше. (Звучит музыка). На этой улице у нас живут? маляры. Послушайте вопросы от них.
Звуки бывают какие? (гласные и согласные).
С гласными, что можно делать? (петь, тянуть.). А согласные не пропоешь.
Что нам мешает согласные петь? (язычок, губы, зубы.)
Согласные звуки бывают какие? (твердые и мягкие)
Твердые согласные живут в домике какого цвета? (синего). А мягкие? (зеленого).
Совершенно верно! Тогда давайте сами превратимся в художников, а вернее, в маляров. Нужно раскрасить каждый звук слова, изображение которого представлено на карточках у вас на столе в их любимые цвета. Начнем?
ДИ «Составь схему слова»
Подготовка : на столах каждой команды стоит корзинка с карточками «азбуки» (буква и изображение слова, начинающегося с этой буквы) и у каждого отдельно на тарелочке квадраты красного, синего и зеленого цветов (по 3 каждого цвета).
Ход: Ребята берут ту же карточку, что и в предыдущей игре, и составляют уже схему слова из квадратов красного, зеленого и синего цветов.
Ведущий: Здорово! Вы справились. Вот еще буква!
(Команда получает по букве. Дальше переход к рефлексии).
Итог занятия.
Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня слушали и отвечали. Давайте вспомним, что мы сегодня делали и о чем говорили, и подведем итог.
Дети называют (делили на слоги, определяли количество звуков в слове, составляли схему слова (раскрашивали, выкладывали буквы)
Воспитатель: Большое спасибо. А какая игра вам понравилась больше всего? Какое задание было самым легким (тяжелым? Самое время отдохнуть.
Рефлексия
Воспитатель: Чем отличаются звуки от букв? (слышим и говорим, а буквы - пишем и видим). Верно. А сейчас подойдите к столам своей команды и встаньте вокруг них так, чтобы не мешать друг другу. Ребята, предлагаю вам выложить любую букву на столах из природного и бросового материала, который вы видите на столе.
Дети выполняют под спокойную музыку.
Ведущий: молодцы! А теперь, пожалуйста, посмотрите на нашу азбуку, проверьте, правильно ли вы выложили букву, и исправьте ошибки, если они есть. Только тихо.
Дети исправляют допущенные ошибки.
А что полагается за отличную работу? Конечно же сюрприз!
(Дети получают призы)
Примечание: При необходимости следует уменьшить количество игр, чтобы уложиться во времени НООД (30 минут). На усмотрение воспитателя.