Папки-передвижки

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в Город мастеров» (подготовка к обучению грамоте)

Екатерина Яковлева
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в Город мастеров» (подготовка к обучению грамоте)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Город Мастеров»

Выполнила: Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 3 «Светлячок», г. Троицк, г. Москва Яковлева Екатерина Васильевна

Цель:

1. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе „Путешествие в Город мастеров“ (подготовка к обучению грамоте)» размещена в разделах

2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.

3. Закрепить у детей полученные ранее знания.

Задачи образовательные:

Развивать навыки звукового анализа, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (гласные, согласные – твердые и мягкие).

Развивать умение делить слово на звуки, устанавливать количество звуков в слове.

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Упражнять в умении делить слова на части (слоги).

Закреплять знание о слоге, как части слова;

Совершенствовать умение проводить звукобуквенный анализ слов.

Задачи развивающие :

1) Развивать мышление, речь, внимание, память;

2) Развивать фонематический слух.

3) Развивать мелкую моторику рук.

Задачи воспитательные:

1) Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2) Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

3) Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Интеграция по образовательным областям:

«Познавательное развитие» :

1. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать.

2. Развивать у детей интерес к дидактическим играм, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.

3. Через дидактические игры решать задачи по звуковой культуре речи.

«Физическое развитие» :

1. Способствовать физической активности детей, укреплению и сохранению здоровья (физкультминутка, динамические паузы).

«Социально-личностное развитие»

1) Воспитывать коллективизм, умение советоваться друг с другом, прислушиваться к мнению другого.

2) Развивать терпение и выдержку, смелость, внимательность.

«Художественно-эстетическое развитие»

1) Развивать воображение, пространственное восприятие (при выкладывании букв, моторику рук.

Предварительная работа:

1. Непосредственная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте и звуковой культуре речи.

2. Отгадывание загадок.

3. Разучивание чистоговорок, скороговорок.

4. Дидактические и словесные игры.

Материал:

Демонстрационный материал: «Веселый паровозик» (паровозик и 3 вагончика с изображением вопросительного знака, карточки-иллюстрации с профессиями (шофер, повар, учитель, маляр, изображение домов красного, синего и зеленого цвета, изображения домов с окошками (одно, два, три четыре, магнитофон, музыка, мячик массажный, бейджики, корзинки для карточек.

Раздаточный материал: картинки-предметы, буквы, цветные карточки (кр., син., зел., бросовый материал (крышки от фломастеров, мозаика, горох (фасоль, пуговицы, счетные палочки).

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение? (дети называют)

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, что нужно сделать? (дети здороваются) Ребята, они здесь оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте. Давайте мы с вами сегодня постараемся быть внимательными и активными.

Мотивационный момент.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в Город Мастеров. Пропуском в этом городе являются буквы, которые вы должны собрать у работников различных профессий. Чтобы легче было нам передвигаться по городу, мы разделимся на команды. В конце нашего путешествия мы определим победителя, собравшего больше всех букв.

Отправимся мы туда с вами на ковре-самолете (на полу расстелено покрывало). Но вместо билета вам необходимо правильно закончить начатое мною слово. Я брошу мяч и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец. Тот, кто справится, может садиться на ковер-самолет.

1-я игра (вводная, на ковре).

ДИ «Закончи слово» (с мячиком, дети стоят вокруг).

Ход: Воспитатель кидает мяч одному из детей, которые стоят вокруг него, называя одно из слов, приведенных ниже (20 слов).

Слова: зи-ма, суг-роб, сан-ки, ве-тер, печ-ка, шап-ка, дро-ва, снеж-ки, ме-тель, мо-роз, ел-ка, курт-ка, льдин-ка, ли-мон, вью-га, пур-га, и-ней, ли-са, мед-ведь, ту-чи.

Воспитатель: Молодцы. Перемещаться по улицам мы будем волшебным способом – закрыв глаза. Готовы? Мы отправляемся в путь.

(Музыка)

Ход НОД:

Воспитатель: Мы прибыли в славный город Мастеров. Сейчас вам нужно разделиться на команды. Помогут в этом ваши бейджики (они раздаются ребятам перед занятием, можно заранее предусмотреть равномерное распределение по командам более подготовленных детей). Посмотрите на них и рассаживайтесь.

Бейджики - с цветными вставками красного, синего и зеленого цвета.

Стоят столы для 3 команд, на которых стоят подставки с 3 цветными карточками на подставке того же цвета, что и вставки в бейджах (красный стол, синий стол и зеленый стол, а также корзинки с карточками-словами для дальнейшего звукового анализа.

На переднем столе выставляются карточки-иллюстрации с изображением различных профессий по ходу НООД, рядом стоит корзинка с конвертами-заданиями.

Ребята садятся вокруг столов с цветными карточками.

На стене возле доски вешается азбука.

Воспитатель: Посмотрите. У каждой команды на столе уже есть по 5 букв. Вы можете их сохранить или потерять (штрафы за нарушение тишины, выкрикивание).

Здесь живет и работает кто? (на переднем столе уже стоит карточка-иллюстрация с изображением шофера) Правильно, шофер. И он готов каждой команде дать по одной букве за правильный ответ.

2-я игра (за столом).

Воспитатель: Давайте вспомним, что слова бывают короткие, а бывают длинные. Как же их отличать? Чем их можно измерить? Линейкой? Правильно, слогами.

Давайте хлопками измерим слова. Разделим слова на слоги и поселим карточки в тот домик, в котором столько же окон, сколько в нем слогов.

ДИ «Найди домик» (деление на слоги).

Подготовка : на передних столах стоят 4 домика с окошками: 1-й - с одним окном, 2-й - с двумя, 3-й - с тремя, 4-й - с четырьмя окошками. Карточки с изображением техники – у воспитателя.

Ход: Воспитатель показывает карточку, дети произносят данное слово, делят его на слоги, считают количество слогов, расселяют в домики. По очереди каждая команда.

1 слог – танк, ключ, кран;

2 слога – трамвай, поезд, трактор;

3 слога – самосвал, машина, автобус.

4 слога – мусоровоз, цементовоз, экскаватор (или бульдозер).

Ведущий: Давайте проверим правильность выполнения задания! Молодцы (раздать буквы от шофера) А сейчас давайте с вами встанем и немного отдохнем.

Физкультминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок? Продолжаем вновь урок!

Воспитатель: Отдохнули? Закрывайте глаза, мы отправляемся дальше.

(Музыка)

3-я игра (за столом).

Воспитатель: Ребята, мы прибыли. А на этой улице у нас работает кто? (на переднем столе во время музыки выставляется карточка с изображением повара) Правильно, повар. Чтобы выполнить его задание, давайте вспомним. Вы сейчас делили слова на что? (слоги). А из чего состоят слова, когда мы их произносим? (Из звуков. Звуки идут в слове друг за другом). Вот и новое задание – давайте представим, что слово – это поезд, а звуки в нем – это вагоны. Чтобы поезд поехал, нужно определить правильно у слова, изображение которого я покажу, где прячется звук, который я назову, – в начале слова, в середине или в конце. Я буду показывать изображение слова и называть звук, который спрятался в данном слове.

ДИ «Паровозик» (определение местоположения звука)

Подготовка : на магнитной доске закреплено изображение поезда: ПАРОВОЗ и 3 (три) ВАГОНА с вопросительным знаком.

Карточки с изображением продуктов питания на заданный звук – у воспитателя ( всего 9 карточек: по 3 карточки на определенный звук).

Ход: Воспитатель называет звук, который нужно найти, и показывает карточку с изображением слова, в котором этот звук находится в начале, в середине или в конце слова.

Ребенок произносит данное слово, определяет местонахождение названного звука в данном слове, выставляет карточку в нужный вагон. По очереди каждая команда.

Пояснение: Звук … - находится в начале слова, поэтому он прячется в первом вагоне. Почему звук сидит в среднем вагоне? (потому что звук находится в середине слова).

И- икра, пирог, овощи,

К - молоко, сок, каша,

Ф - кофе, фрукты, шкаф

Воспитатель: Молодцы! Букву от повара вы все получаете! Закрываем глаза (включается музыка, во время которой меняется карточка-иллюстрация профессии на переднем столе) и перемещаемся на улицу, где живут и работают кто? Верно, учителя.

Прежде чем приступить к заданию от учителей, предлагаю вам отдохнуть и немного потанцевать. Выходите, пожалуйста, на ковер.

Динамическая пауза, позволяющая вспомнить дифференциацию звуков.

Подготовка : Домики красного, синего и зеленого цветов расставляются вдоль ковра. Обращается внимание детей на азбуку, где буквы «окрашены» в те цвета, какие звуки они обозначают (Ш, Ж и Ц - всегда твердые звуки; Ч и Щ - всегда мягкие звуки).

Ход: Под звуки бубна дети двигаются, во время паузы воспитатель называет звук, ребята должны найти ее «дом» - подойти к цветному домику: гласный звук (красный, согласный твердый (синий, согласный мягкий (зеленый).

Неплохо. Теперь прошу вас снова пройти за свои столы. У вас на столах стоит корзинка с карточками, на которых изображены различные слова. Пусть каждый из вас возьмет по одной карточке и сосчитает, сколько звуков в данном слове. Количество звуков нужно показать пальцами.

4-я игра (за столом)

ДИ «Сколько звуков в слове».

Подготовка : на столах каждой команды стоит корзинка с карточками «азбуки» (буква и изображение слова, начинающегося с этой буквы).

Ход: Каждый ребенок на местах определяет количество звуков в этом слове и показывает пальцами. При затруднении ребят карточка со сложным словом заменяется воспитателем на более легкое.

Слова: арбуз, банан, волк, гриб, дом, жук, зонт, ива, игла, киви, лось, мак, нитки, обруч, пила, рыба, сок, торт, утюг, флаг, хлеб, цапля, часы, шар, щука.

Воспитатель: Закончили? Молодцы!

(раздается по букве командам с большим количеством правильных ответов от «учителя»).

Воспитатель: Как вы думаете, сами по себе звуки речи обозначают какое-нибудь понятие? Или их нужно подобрать определенным образом, чтобы получить слово? Попробуем?

Физкульминутка. Вставайте. Хлопаем только тогда, когда из звуков получается слово.

Чмя –мяч, отло-лото, кбйуа-юбка, клу-лук, отк-кот, кчио-очки, лотс-стол.

5-я игра (за столом).

Воспитатель: Справились! А теперь снова закрываем глаза и отправляемся дальше. (Звучит музыка). На этой улице у нас живут? маляры. Послушайте вопросы от них.

Звуки бывают какие? (гласные и согласные).

С гласными, что можно делать? (петь, тянуть.). А согласные не пропоешь.

Что нам мешает согласные петь? (язычок, губы, зубы.)

Согласные звуки бывают какие? (твердые и мягкие)

Твердые согласные живут в домике какого цвета? (синего). А мягкие? (зеленого).

Совершенно верно! Тогда давайте сами превратимся в художников, а вернее, в маляров. Нужно раскрасить каждый звук слова, изображение которого представлено на карточках у вас на столе в их любимые цвета. Начнем?

ДИ «Составь схему слова»

Подготовка : на столах каждой команды стоит корзинка с карточками «азбуки» (буква и изображение слова, начинающегося с этой буквы) и у каждого отдельно на тарелочке квадраты красного, синего и зеленого цветов (по 3 каждого цвета).

Ход: Ребята берут ту же карточку, что и в предыдущей игре, и составляют уже схему слова из квадратов красного, зеленого и синего цветов.

Ведущий: Здорово! Вы справились. Вот еще буква!

(Команда получает по букве. Дальше переход к рефлексии).

Итог занятия.

Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня слушали и отвечали. Давайте вспомним, что мы сегодня делали и о чем говорили, и подведем итог.

Дети называют (делили на слоги, определяли количество звуков в слове, составляли схему слова (раскрашивали, выкладывали буквы)

Воспитатель: Большое спасибо. А какая игра вам понравилась больше всего? Какое задание было самым легким (тяжелым? Самое время отдохнуть.

Рефлексия

Воспитатель: Чем отличаются звуки от букв? (слышим и говорим, а буквы - пишем и видим). Верно. А сейчас подойдите к столам своей команды и встаньте вокруг них так, чтобы не мешать друг другу. Ребята, предлагаю вам выложить любую букву на столах из природного и бросового материала, который вы видите на столе.

Дети выполняют под спокойную музыку.

Ведущий: молодцы! А теперь, пожалуйста, посмотрите на нашу азбуку, проверьте, правильно ли вы выложили букву, и исправьте ошибки, если они есть. Только тихо.

Дети исправляют допущенные ошибки.

А что полагается за отличную работу? Конечно же сюрприз!

(Дети получают призы)

Примечание: При необходимости следует уменьшить количество игр, чтобы уложиться во времени НООД (30 минут). На усмотрение воспитателя.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие от А до Я» Цели и задачи: 1. Обобщить и закрепить у детей знания, полученные ранее: умение проводить звуковой анализ слова, составлять предложения.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Путешествие в Город мастеров» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Путешествие в «Город мастеров»» Цель: 1. Научить детей строить наглядно-схематическую.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в сказочный город букв» Программное содержание: Закрепить с детьми понятия: звуки и буквы, гласные и согласные буквы, разделение звуков на твердые и мягкие, звонкие.

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по Африке» Ребята сегодня у нас будет необычное занятие, а очень интересное! Мы с вами отправимся в путешествие по Африке. Чтобы начать наше путешествие,.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Путешествие в город волшебных мастеров» ЦЕЛЬ: Приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству через знакомство с особенностями и своеобразием дымковской игрушки. ЗАДАЧИ:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Лукоморье» Интеграция образовательных областей. «Речевое развитие». «Познавательное развитие» «Социально – коммуникативное развитие»: Область «.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Увлекательное путешествие» Задачи: 1. Продолжать учить детей слоговому и звуко-буквенному анализу слов. Формировать у детей грамматически правильную речь, учить согласовывать.

Методическая разработка итогового занятия за год по развитию речи. Подготовка к обучению грамоте. Подготовительная группа Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год в подготовительной к школе группе по развитию речи. Раздел: Подготовка.

Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе Буква и звук З Фрагмент НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Цели и задачи: Познакомить с буквой «з» и звуком.

Родительское собрание в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе «Подготовка к обучению грамоте» Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в Город мастеров» (подготовка к обучению грамоте)
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 09:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в Город мастеров» (подготовка к обучению грамоте)» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Яковлева (УИ 123116) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД