Елена Зиганшина
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной к школе группе «В лес за приключениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект речевой непосредственной – образовательной деятельности
по познавательному и речевому развитию
в подготовительной к школе груп
пе [/b]
Воспитатель: Зиганшина Елена Владимировна
Место проведения: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 48»
Публикация «Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной к школе группе „В лес за приключениями“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Дата проведения: 21.09.2016 г.
Тема: «В лес за приключениями».
Вид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие».
Форма деятельности: Совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная.
Форма проведения: Игра.
Цель: Закрепить знания детей о лесе, диких животных.
Программные задачи:
Образовательные: Уточнить знания детей о лесе, о правилах поведения в лесу, представления о диких животных и их детенышах. Расширять представления детей об охране природы. Закреплять умение ориентироваться и передвигаться в соответствии собозначениями на карте. Обогащать словарный запас детей. Совершенствовать грамматический строй речи: умение образовывать притяжательные прилагательные, употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами «онок», «енок». Закрепить произношение звука «ш» с разной силой голоса. Упражнять в умении называть дикое животное с заданным звуком в начале слова. Упражнять в составлении короткого рассказа о диких животных с опорой на схему.
Развивающие: Развивать речевую активность, связную речь, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, общую моторику, формировать навыки сотрудничества, самостоятельности. Развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля.
Воспитательные: Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к миру природы, желание оказывать посильную помощь тому, кто в ней нуждается. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Предварительная работа: Беседа на темы: «Животные и их детеныши», «Деревья», «Правила поведения в лесу», чтение рассказов о животных, рассматривание иллюстраций на тему: «Животный и растительный мир».
Ожидаемые результаты:Проявляют интерес к общению, умеют ориентироваться и передвигаться в соответствии собозначениями на карте, грамматически верно образовывают притяжательные прилагательные, употребляют существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами «онок», «енок», описывают по внешнему описанию, качествам, по поведению животного, грамматически верно произносят звук «ш», регулируют голос тихо, громко.
Материал и оборудование: ИКТ, коллаж «Путаница в лесу», сундучок, карта, макеты деревьев, листья деревьев, шишки, макет болота, имитируемый костер, карточки-знаки, д/и «Чей это хвост?», старичок - лесовичок, схема, запись звуков животных, осенний букет.
Содержание организационной деятельности детей:
Восп-ль: Ребята, я хочу пригласить вас в лес на прогулку. Давайте закроем глаза и посчитаем до трех: «Раз, два, три – в лес попади!».
(слайд 1)
Восп-ль: Вот мы и в лесу! Ребята, нас кажется кто-то встречает. Это же лесная Фея!
(слайд 2)
Восп-ль: Ребята, она встревожена и хочет нас о чем-то попросить.
(Фея говорит на лесном языке)
Восп-ль:Ребята, вы поняли, что она сказала?
Дети: Нет.
Восп-ль:И я тоже, но она с собой принесла картинку-подсказку.
Приложение 1.
(на доске коллаж «Путаница в лесу».Дети рассматривают.)
Восп-ль:Ребята, что же хочет сказать нам Фея, что же произошло в лесу?
Разве могут шишки расти на березе? (рассуждение детей)
Восп-ль: А вы знаете кто это все сделал?
(слайд 3)
Восп-ль: Ребята, это злой гном, который натворил весь этот беспорядок. А мы с вами вернем все на свои места. Вы согласны?
Дети: Да.
Восп-ль: Ребята, куда же нам идти? Смотрите, ребята, вот его следы!
(слайд 4)
Восп-ль: Куда они нас приведут? (идем по следам к дереву, а там сундучок).
А следы то закончились. Смотрите, ребята, сундучок! Сейчас мы его откроем и посмотрим, что в нем. (открываем, берем карту)
Восп-ль: Ребята, это же карта гнома! На карте указан маршрут, куда нам идти. (рассматриваем карту)
Восп-ль: Так, мы с вами находимся у дерева и стрелочка нам показывает, что нам надо двигаться к березе.
(дети подошли к березе, встали в круг возле листьев и шишек)
Восп-ль: Ребята, кажется здесь был ветер. Посмотрите, он принес сюда разные листочки и даже шишки и разбросал их. Ребята, давайте соберем листья и изобразим, как шумит ветер. Руки поднимаем вверх – ветер шумит громко, а руки опускаем вниз – тихо.
(Проводится звуковая гимнастика со звуком «ш»)
А теперь послушайте, как подул порывистый ветер, а вы потом вместе со мной повторите. Молодцы, ребята!
Восп-ль: Ребята, посмотрите, одинаковые ли у вас листья? А давайте назовем у кого, какие листья, с какого дерева. Например: У меня лист с дерева - тополь. Значит лист какой? Тополиный.
Д/И «Какой лист?»
-Лист с дерева – береза (березовый)
-Лист с дерева – осины (осиновый)
-Лист с дерева – клена (кленовый)
-Лист с дерева –рябины (рябиновый)
-Лист с дерева – дуба (дубовый)
-Лист с дерева – орех (ореховый)
Восп-ль: Молодцы, ребята! Давайте сложим листики под березу. Ребята, а давайте мы и шишки сложим в корзиночку и возьмем их с собой.
А теперь давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая игра «Листья»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать:
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем,
Восп-ль: Молодцы, ребята! Ну а нам надо двигаться дальше. Смотрим на карту. Так, стрелочка показывает, что нам надо идти к болоту.
(у болота имитация костра)
Восп-ль:Ой ребята, злой гном разжег костер и не потушил его до конца. А можно ли оставлять не затушенный костер в лесу?
Дети: Нет.
Восп-ль: Ребята, скажите а вы знаете правила поведения в лесу?
Дети: Да.
Восп-ль: Сейчас мы проверим. Перед вами лежат карточки-знаки. Вам надо взять одну карточку, внимательно рассмотреть ее и найти свою пару. Затем каждый расскажет, что означает твой знак.
Игра в парах «Можно- нельзя»
Приложение 2.
Дети:
-У меня знак запрещающий- нельзя рвать цветы, потому что ими питаются насекомые.
- У меня знак разрешающий – цветами надо любоваться и вдыхать их аромат.
- Нельзя разводить костер на траве и оставлять его не затушенным, потому что может случиться пожар.
- Костер можно разводить на песке, это безопасно.
- Нельзя вытаптывать грибы, они могут исчезнуть
- Надо аккуратно срезать грибы ножом, чтобы на этом месте выросли другие грибы. И т. д.
Восп-ль: Какие вы молодцы! А теперь я вам предлагаю оценить друг друга. Как вы справились с заданием. Но нам надо идти дальше. Что же нам показывает карта? А карта показывает, что мы подходим к поляне.
Ой, ребята, посмотрите, что натворил злой гном. Что же здесь не так?
(высказывания детей)
Восп-ль: Однажды утром лесные звери проснулись и увидели, что у всех хвосты перепутаны. Расстроились звери. Давайте зверям поможем найти свои хвосты.
Д/И «Чей это хвост?»
Приложение 3.
- У зайца хвост лисы – он лисий, а нужен заячий
- У волка хвост зайца – он заячий, а нужен волчий
- У медведя хвост белки – он беличий, а нужен медвежий
- У белки хвост медведя – он медвежий, а нужен беличий
- У лисы хвост волка – он волчий, а нужен лисий.
Восп-ль: Теперь все звери нашли свои хвосты. Молодцы ребята!
Ребята, скажите, а на кого похожа шишка?
Дети: На ежа.
Восп-ль: Сейчас мы сними поиграем.
Физминутка: (с шишкой)
Жил был маленький ежик, (шишка катается между ладонями)
Колючий, четверо ножек.
По тропинке он бежал (шишку катаем ладонью по правой руке)
И грибочки еж искал. (шишку катаем по левой руке)
Он под елкой пробежал, (в левой руке шишка, а правой рукой пальчиками
Под березкой поискал, прижимаем шишку)
Он пенечек обошел (тоже самое в правой руке)
И огромный гриб нашел. (шишка держится рукой, а другой ладонь
прикладывается сверху)
Еж на спину гриб взвалил, (дети катают шишку ладонями друг другу
На иголки насадил. по спине)
Он довольный засопел. (шишка между ладонями, посопеть в нее)
Вправо – влево поглядел. (шишка между ладонями, повороты в стороны)
Он домой заторопился (шишкой между ладонями быстро покатать)
И в лесу дремучем скрылся. (спрятать шишку в ладошках)
Восп-ль: Продолжаем наше путешествие. Движемся к старичку - лесовичку.
(дети присаживаются на стульчики)
Восп-ль: Посмотрите, злой гном заколдовал двух животных. Одно животное начинается со звука «м», а другое со звука «з». Какие это животные?
Дети: Медведь и заяц.
Восп-ль: Посмотрите, у медведя что не так? А у зайца?
(слайд 5)
Дети: У медведя шерсть стала рыжая, и хвост лисий, А заяц спит в берлоге.
Восп-ль: Может такое быть?
Дети: Нет.
Работа со схемой (слайд 6)
Приложение 4.
Восп-ль: Посмотрите дети, злой гном перепутал мам и их детенышей. А мамы стали звать своих малышей. Давайте послушаем их голоса и отгадаем, каких детенышей они зовут.
Игра «Отгадай животного и его детеныша»
(показ слайдов)
Восп-ль:Молодцы ребята! По моему мы со всеми заданиями справились хорошо. Ребята, посмотрите, опять появилась Фея. (слайд19) Она благодарит нас за то. что мы навели в ее лесу порядок. И дарит нам красивый осенний букет, которым мы украсим нашу группу и еловые шишки. А нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и посчитайте до трех: «Раз, два, три – в детский сад попади!»
В итоге воспитатель предлагает детям оценить себя с помощью смайликов, по критериям: красный – не справился с заданиями, желтый – затруднялся при выполнении заданий, зеленый – справился с заданиями. Дети выбирают смайлики и поясняют свой выбор.