наталья п
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Формирование понятия «звук»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Формирование понятия звук".
ЦЕЛИ:
Развитие фонематического восприятия.
Развитие ассоциативного мышления.
Развитие мыслительных операций (анализ, сравнение,обобщение).
ОБОРУДОВАНИЕ:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе „Формирование понятия „звук“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Аудиозапись звуков (смех человека, мычание коровы, гудок автомобиля, звон колокола, шум дождя, шум моря, согласные звуки в алфавитном порядке, записанные с интервалом в 5—6 с).
Шесть одинаковых плакатов с символическими изображениями частей тела. Мешочки из ткани размером 10 х 5 см с кулиской.
Ход
Воспитатель просит каждого из детей, перед тем как он сядет на свое место, произвести какой-нибудь звук (чихнуть, покашлять, рассмеяться, громко отодвинуть стул и т. д.).
Воспитатель. Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое звук.
Основная часть
Воспитатель. Сейчас мы послушаем пленку с записью различных звуков. (Включает магнитофонную запись.). Знакомы ли вам эти звуки?
Дети. Да.
Воспитатель вновь включает аудиозапись и останавливает по окончании каждого фрагмента. Пока звучит запись, воспитатель размещает на
доске (начиная с левой стороны) шесть одинаковых плакатов. После прослушивания каждого звука проводится беседа.
Воспитатель. Дети, вы узнали этот звук.
Дети. Да, так мычит корова.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, вы должны увидеть корову, чтобы понять, что это мычит она?
Дети. Нет.
Воспитатель. А звук, который она издает, вы видите?
Дети. Нет.
Воспитатель (зачеркивает на плакате изображение глаза). Для того чтобы понять, что это мычит корова, вам надо ее потрогать?
Дети. Нет.
Воспитатель. А звук, который она издает, вы можете потрогать?
Дети. Нет.
Воспитатель (зачеркивает на пли кате изображение руки). Для того чтобы понять, что это мычи т корова, вам надо ее понюхать?
Дети. Нет.
Воспитатель. А звук, который она издает, вы можете понюхать?
Дети. Нет.
Воспитатель (зачеркивает ни плакате изображение носа). Что же надо сделать, чтобы понять, что это мычит корова?
Дети. Услышать.
Воспитатель. Правильно. Поэтому мы оставим на плакате изображение уха.
Аналогичная работа проводится со всеми записанными звуками. В результате на доске оказывается шесть плакатов, на которых не зачеркнутым остается только изображение уха.
Итак, оказывается, для того чтобы понять, кто или что производит какой-либо звук, нам не надо видеть этот предмет или явление, да и сам звук мы не можем ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Мы можем его только услышать. Значит, то, что мы не можем ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать, а можем только услышать, называется звуком. Правильно?
Дети. Да.
Воспитатель. Теперь давайте немного поиграем. (Раздает детям по одному мешочку.) Возьмите, пожалуйста, в руки мешочек и рассмотрите его. Загляните внутрь. Там что-нибудь лежит?
Дети. Нет.
Воспитатель. Опустите туда пальчики. Оттуда можно что-нибудь достать?
Дети. Нет.
Воспитатель. Понюхайте, из мешочка чем-нибудь пахнет?
Дети. Нет.
Воспитатель. Как видите, там нет ничего, что можно было бы увидеть, потрогать или понюхать. Теперь сделаем так. Я буду подходить к каждому из вас по очереди. Как только я подойду, вы откроете свой мешочек.
Воспитатель незаметно включает аудио, и дети слышат согласные звуки. Воспитатель останавливается около каждого ученика, когда слышится какой-либо звук.
Как же называется то, что сейчас выскакивало из ваших мешочков? Вы это видели, вы это могли потрогать, вы это могли понюхать?
Дети. Нет.
Воспитатель. Как же это называется?
Дети. Звуки.
Воспитатель. Обратите, пожалуйста, внимание на их звучание. Короткое, резкое, вот такое. (Произносит согласные звуки и одновременно опускает указательный палец правой руки на тыльную сторону ладони левой.) Давайте попробуем сделать это вместе. Повторяйте за мной.
Дети повторяют за воспитателем звуки и движения рук.
Какой сильный удар. Он похож на небольшой укольчик. Верно?
Как вы думаете, можно сказать, что наш звук такой же короткий, резкий, как укол?
Дети. Да.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, а что надо сделать человеку, чтобы появился звук? Дети. Его надо произнести. Воспитатель. Давайте обозначим это так. (На доске рисует губы.)
Итог занятия
Воспитатель. Итак, давайте вспомним, что же мы сегодня узнали? Звук — это то, что нельзя увидеть, потрогать, понюхать. Его можно только произнести и услышать. Вокруг нас очень много разных звуков. Есть и такие, при произнесении которых мы вспоминаем про укольчик. Так мы будет произносить согласные звуки нашего алфавита.