Татьяна Щёголева
Конспект занятия по развитию трудовых навыков у детей с ОВЗ «Научим Хрюшу поливать комнатные растения«
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ХАБАРОВСКА
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 19»
Конспект коррекционно-развивающей работы
по формированию трудовых навыков у детей с ОВЗ
«Научим Хрюшу поливать комнатные растения»
Разработала:
Т. С. Щёголева,
воспитатель - высшая
квалификационной категории
г. Хабаровск
2020/21 уч. год
Возрастная группа : 4-5 лет
Публикация «Конспект занятия по развитию трудовых навыков у детей с ОВЗ „Научим Хрюшу поливать комнатные растения„» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Этап обучения: промежуточный
Тип: совместная деятельность воспитателя с детьми
Форма проведения: подгрупповая
Цель: развитие у детей с ОВЗ умения поливать комнатные растения, используя для этого модель трудового процесса.
Задачи:
Обучающие:
- развивать у детей с ОВЗ умения поливать комнатные растения, используя модель трудового процесса : ставить цель (помочь растению, чтобы оно снова себя хорошо чувствовало, чтобы растению хватало воды); выбирать предмет труда (растение с опущенными листьями, земля сухая, серая, отбирать инструменты и материал);
- учить выполнять трудовые действия в правильной последовательности: лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемножку, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне.
Коррекционно-развивающие :
- развивать у детей познавательные процессы через уход за комнатными растениями : растению для жизни нужна вода, без неё растение вянет, может погибнуть; устанавливать связи между состоянием растения и его потребностью во влаге, естественном освещении.
Воспитательные:
- способствовать появлению у детей стремления пожалеть растение, помочь ему;
- воспитывать желание получить результат: политое растение, которое вскоре будет чувствовать себя хорошо.
Предварительная работа: наблюдение за растением (знакомство с особенностями внешнего вида, строением, наблюдение за растением в благоприятном и неблагоприятном состоянии (отсутствие влаги и света, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса).
Оборудование: карточки «Модель трудового процесса», «Условия произрастания растений», лейки по количеству детей, палочки для рыхления, игрушка Хрюшка, комнатное растение в неблагоприятном состоянии.
Прогнозируемый результат: дети самостоятельно замечают комнатное растение в неблагоприятном состоянии, проявляют желание полить его, выполняя трудовые действия в правильной последовательности: лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемножку, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне.
Ход.
Организационный момент. Приходит игровой персонаж – Хрюша, грустная, с растением, которое нужно полить. Здоровается с детьми
Воспитатель. Посмотрите, ребята, что-то наша Хрюша грустная. Давайте спросим, что у неё случилось.
Хрюша. Моё любимое растение было таким красивым, как на картинке (показывает модель, а теперь стало вот каким (показывает растение). Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и плачу.
Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова: хорошее, не плач, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.
Почему Хрюшино растение стало таким? Что он забыл сделать? Послушайте, о чём просит растение. Хрюша, твоё растение нужно полить и оно поправится.
Хрюша. А я не умею поливать, и теперь, наверное, моё растение погибнет.
Воспитатель. Ребята, а мы можем помочь Хрюше? Как? (Можем научить его полить растение.) Будем учить Хрюшу правильно поливать растение? (Будем.)
Воспитатель. Мы хотим, чтобы растение как себя чувствовало? (Хорошо). Чтобы оно стало каким? ( С детьми проговаривается: чтобы растение себя чувствовало хорошо, чтобы листики и стебелёк смотрели вверх, чтобы земля была влажной, рыхлой.) Чтобы не забыть об этом, поставим картинку (модель – растение в хорошем состоянии).
Воспитатель. Какое растение сейчас? (Проводится обследование растения : состояние листьев, стебля, земли.) Чтобы не забыть, какое растение сейчас, поставим картинку (модель – растение в неблагоприятном состоянии). Растению нужно скорее помогать. Для этого надо правильно выбрать инструменты.
Хрюша. Я знаю, что нужно. (Приносит пустую лейку.)
Воспитатель. Ребята, а мы сможем полить растение, если в лейке нет воды? (Обсуждаем, почему её нельзя использовать для полива.)
Какую лейку нужно взять? Чтобы не забыть, что нужно взять лейку с водой, поставим картинку (модель – средства труда : лейка с водой, палочки для рыхления, фартук). А теперь что будем делать? (Дети объясняют.)
Хрюша. Я вспомнила, как нужно поливать, можно я покажу? (Держит лейку одной рукой, льёт воду на листья, под корень, хочет вылить сразу всю воду из лейки.)
Воспитатель. Почему нельзя поливать листья? Почему нужно поливать землю? Почему нельзя выливать всю воду сразу? (Дети объясняют, как нужно поливать правильно : лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемножку, при необходимости взрыхлить.)
Воспитатель. Сколько будем лить воды?
Хрюша. Пока вся не кончится! (Дети объясняют, что поливать нужно до тех пор, пока вода не выйдет на поддон.)
Воспитатель. Чтобы не забыть, что растение нужно полить, прорыхлить землю, поставим картинку (модель трудовых действий).
Хрюша. Спасибо ребята, что помогли мне, теперь я сам полью своё растение (смотрит на модель и правильно выполняет полив растения.)
Воспитатель. Каким станет растение, если мы правильно польём? (Дети объясняют.)
Воспитатель. Но это ещё не всё, Хрюша. (Ставит модель – «Условия произрастания растений»). Запомни, что на растение должен попадать солнечный свет, тогда листья будут яркие, необходимо рыхлить землю, чтобы корни растения могли дышать.
Воспитатель. Ну вот, Хрюшка, тебе и твоему растению мы помогли, теперь оно поправится. Некоторым растениям в нашей группе тоже нужно помочь, полить их, прорыхлить землю, чтобы они стали, как на картинке. (Показывает модель – растение в хорошем состоянии.)
Воспитатель. Давайте поможем растениям нашей группы. Каждый польёт по одному растению. (Дети самостоятельно выполняют полив растений, Хрюша, вместе с воспитателем, наблюдает за трудом детей, задаёт уточняющие вопросы. В случае затруднений педагог приходит к ним на помощь. После выполненной работы воспитатель с Хрюшей проверяют, как дети полили растения.)
Воспитатель. Скоро наши растения станут такими же красивыми, здоровыми, как на картинке. (Показывает модель – растение в благоприятном состоянии.) Они будут хорошо себя чувствовать. Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям нашей группы и научили Хрюшу поливать и ухаживать за его растением.
Хрюша. Спасибо вам, ребята, теперь мои растения всегда будут чувствовать себя хорошо. Я очень этому рад.
Воспитатель. Ребята, а вы рады, что помогли растениям?
Рефлексия. (Эмоционально разделить радость детей.)