Лилиана Мигиянц
Конспект по развитию речи в старшей группе «Зима — Лето» (решение задач на противоречия)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в старшей группе «Зима – Лето» (решение задач на противоречия)
Образовательная область: коммуникация.
Интеграции образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Безопасность».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Цели:
- систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе;
Публикация «Конспект по развитию речи в старшей группе „Зима — Лето“ (решение задач на противоречия)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Лето. Конспекты занятий по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
- развивать устную речь; обогащать словарный запас;
- развивать фонематический слух, умение находить слова на заданную букву;
- учить детей составлять описательные рассказы с опорой на предметные картинки; поощрять попытки рассказывать как можно подробнее и интереснее.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на образный яркий язык народной поэзии;
- уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х, Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса;
- воспитывать дружелюбие, взаимопонимание;
Планируемые результаты: может поддерживать беседу о временах года, сопровождая ее эмоциональной речью, рассуждает, высказывает свою точку зрения; может привести пример пословиц, поговорок о зиме и лете; может называть слова на заданную букву; умеет составлять небольшой рассказ на предложенную тему.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я вам предлагаю поговорить о временах года, а о каких, вы сами догадаетесь. Послушайте стихотворение А. Пушкина
Вот север тучи нагоняяя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
-О каком времени идёт речь? Докажите.
- Ребята за что вы любите зиму?
Дети: Можно на санках и на лыжах кататься.
И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу.
Наблюдать за снегопадом. Можно проводить опыты.
Можно снег растопить в группе и талой водой поливать комнатные растения.
Воспитатель: Неужели все хорошо зимой? А, что плохо зимой
Дети: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.
Когда гололед можно поскользнуться, упасть. И повредить себе что - нибудь.
Очень опасно, когда сильные снегопады.
Воспитатель: Значит выходит, что зимой тоже есть, и хорошее, и плохое.
А вот ещё такое стихотворение Татьяны Боковой, послушайте:
Сколько солнца! Сколько света!
Сколько зелени кругом!
Что же это? Это ЛЕТО
Наконец спешит к нам в дом.
Певчих птиц разноголосье!
Свежий запах сочных трав,
В поле спелые колосья
И грибы в тени дубрав
- Скажите, о чём это стихотворение?
3. Игра с мячом «Что бывает летом, что бывает зимой».(2 минуты)
Я буду говорить, что бывает летом и бросать мяч, а вы,ребята, будете отвечать, какое это время года:
- Можно купаться в реке или бассейне;
- Можно кататься на санках;
- Летают насекомые: бабочки, мухи, комары;
- Завывают метели;
- Льёт дождь как из ведра;
- Идёт снег;
- Можно отморозить нос;
- Нельзя выходить без панамы на улицу;
- На деревьях зелёные листочки;
- Праздник Новый год;
- День очень короткий, темнеет рано;
7. Игра «Подбери признаки».(2 минуты)
Ребята, а теперь давайте рассмотрим иллюстрации и расскажем, какое время года на них изображено. (картинки с изображением зимы, лета)
Воспитатель: - Дети, а зима какая? Подберите определения.
Дети: (холодная, морозная, снежная, веселая.)
Воспитатель:- Лето, какое?
Дети: (жаркое, солнечное, дождливое, весёлое,красочное)
Воспитатель: -Снежинка, какая?
Дети: (Легкая, колючая, нежная,холодная, красивая.)
Воспитатель: - Снег какой бывает зимой?
Дети: (липкий, мокрый, пушистый, рассыпчатый)
8. Артикуляционная гимнастика. (1 минута)
Воспитатель: Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе?
Воспитатель: Как завывает вьюга?
Дети: - УУУУУУУУУУ? (с различной силой голоса).
Воспитатель: - Дети, а давайте вспомним, как выглядит буква У. (карточка с буквой У,
- А теперь придумайте слова, чтобы они начинались на эту букву. (улитка)
Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?
Дети: - ХР-ХР-ХР -ХР!
Воспитатель: Как дворник сметает с порога снег? (карточка с буквой Ш)
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!
Воспитатель: - А теперь придумайте слова с буквой Ш. (Шар, шарф, ёрш)
Воспитатель: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?
Дети: С – С - С - С! (карточка с буквой С)
Воспитатель: - А теперь придумайте слова с такой буквой. (санки, снег, сарафан)
9. Дыхательное упражнение «Снежинка»(1 минута)
Воспитатель: Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть
(вдох носом и короткий сильный выдох,
(вдох носом и медленный выдох).
Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).
Воспитатель: - У русского народа есть много пословиц, поговорок и загадок о зиме и лете. Давайте их вспомним.
Ответы детей: (Мороз невелик, да стоять не велит. Много снега – много хлеба. Береги нос в большой мороз. Не огонь, а жжется (Мороз). Без рук рисует, без зубов кусает (Мороз). Рукой махнул, дерево погнул (Ветер). Кручу, верчу, знать никого не хочу (Метель)
Летний день год кормит. Лето припасиха, а зима прибериха. Лето работает на зиму, а зима на лето.
Шумит он в поле и саду Изумрудные луга.
А в дом не попадает В небе – радуга- дуга.
И никуда я не иду Солнцем озеро согрето.
Погуда он гуляет. (Дождь) Всех зовёт купаться … (лето)
10. Проблемная ситуация (4 минуты)
- Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация, ко мне обратился Незнайка (Воспитатель показывает куклу Незнайку или картинку с изображением Незнайки), он просил ему помочь, дело в том, что у него бабушка живёт на Крайнем севере и, она не знает, что такое жаркое лето. А его дедушка живёт на юге и хотел бы узнать о побольше о зиме. Поможем Незнайке написать письмо? Для этого нам нужно составить рассказ о зиме и лете.
(Только переезжать никуда они не хотят).
(Дети составляют небольшие рассказы о зиме или о лете.)
11. Рефлексия «Цветочная поляна»(1 минута)
Воспитатель: - Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите играть в игры, нравится находить противоречие, то посадите на полянку красные цветочки. А если вам нравится и не нравится, то желтые цветочки.
Было неинтересно, скучно - посадите чёрные цветочки.
- Ребята, я вижу, что вам понравилось.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
МДОУ №2 «Детский сад «Юбилейный»
Конспект по развитию речи в старшей группе «Зима – Лето» (решение задач на противоречия)
Воспитатель: Мигиянц Лилиана Константиновна
с. Александровское, 2015 г.