Ирина Ковальчук
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему «Зима».
Цель: Развитие монологических форм речи, стимулирование речевого творчества детей.
Задачи:
1. Воспитательная- воспитывать желание беречь природу и любоваться ею.
2. Образовательная – стимулировать и развивать речевое творчество детей.
3. Развивающие -
- развивать словарь детей за счёт расширения представлений о явлениях природы;
- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире.
Предварительная работа: наблюдения в природе; разучивание стихов, загадок, чтение произведений о зиме; рассматривание картин, иллюстраций, посвящённых времени года «Зима». Активизация слов – крупный, белый, пушистый, снегопад. Чтение произведений русских и советских писателей, рассматривание иллюстраций книг.
Индивидуальная работа : привлечь малоактивных детей.
Материалы и оборудование: стихи А. С. Пушкина, С. Есенина «Берёза», И. Никитина «Встреча зимы», И. Суриков «Зима», иллюстрации по теме «Зима», музыкальное произведение П. И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
(Дети стоят около воспитателя)
Воспитатель: Ребята, я вчера получила письмо, вы удивитесь, но это письмо из Африки. Его пишут ребята, которые там живут. У них никогда не бывает зимы, круглый год – лето. Они очень хотят узнать о таком времени года, как зима. Я думаю мы сможем им помочь и поэтому предлагаю вам сейчас поговорить о зиме, а потом мы нарисуем рисунки и пошлём их в письме, чтобы ребята из Африки узнали об этом замечательном времени года.
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, что необычное вы заметили в группе? (иллюстрации зимнего пейзажа, оформленные в виде выставки). Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня в нашей группе открылась выставка. Я приглашаю вас посетить ее. (дети подходят к иллюстрациям, потом садятся на стулья).
Рассматривание иллюстраций.
Воспитатель: И вот зима, белым – бело
Вокруг сугробы намело,
Как будто белым мехом
Земля одета снегом.
И иней на берёзках
Как праздничные блёстки.
- Какое время года запечатлено на иллюстрациях? (ответы детей)
- Как вы догадались, что это зима?
- Какие еще приметы зимы вы видите на картинках?
Воспитатель обобщает: «Зимою земля покрыта снегом, реки льдом, зимою холода».
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что у зимы есть три брата, три месяца. А кто знает загадки про эти месяцы?
Дети загадывают загадки.
1. Назовите – ка, ребятки
Месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче.
Всех ночей – длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт –
Мы встречаем Новый Год.
(Декабрь)
Воспитатель: - Почему вы решили, что это декабрь? (ответы детей)
2. По счёту первый он идёт,
С него начнётся Новый Год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано (январь) – говорят дети.
Воспитатель: Январь называли – сечень, так как он рассекает зиму на две половинки.
3. После брата Января
Служить, очередь моя
Помогают мне два друга
Снежная метель и вьюга. (Февраль)
Воспитатель: Февраль называют – лютый, так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели.
- Еще раз назовите зимние месяцы?
- А теперь давайте вспомним, какая погода бывает зимой? – холодная.
Воспитатель: Да, зимой холодно.
- Что выпадает зимой? (снег)
- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)
- Если часто метёт метель, то зима какая? (метельная)
- Если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- А если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студёно, то зима какая? (студёная)
Воспитатель: Ребята, у А. С. Пушкина есть очень замечательное стихотворение «Зимнее утро». Послушайте, как поэт описывает этот чудесный день: «Под голубыми небесами …» (читает воспитатель)
Воспитатель: Скажите, как называется природное явление, когда идёт сильный снег?
Дети: Снегопад.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Снежинки». Дети встают в круг.
Игра «Снежинки»
Ла-ла-ла, Ла-ла-ла
Туча по небу плыла
Вдруг из тучи над землёй
Полетел снежинок рой.
Ветер дунул, загудел
Рой снежинок вверх взлетел.
Ветер с ними кружится,
Может быть, подружится.
Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).
Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны, поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Подуть на кисти рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).
Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).
Вращать кистями, попеременно скрещивая руки (снежинки кружатся).
(После игры дети остаются в кругу. Дети читают стихи про зиму И. Сурикова., И. Никитина)
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, наша выставка была бы интересна ребятам из Африки? (да)
- А чтобы выставка была еще интереснее, мы добавим к иллюстрациям о зиме ее словесный портрет, и выставка станет еще ярче и интереснее.
Воспитатель предлагает детям вернуться на выставку и полюбоваться еще раз зимними пейзажами. (садимся)
Спросить, кто из детей желает рассказать про состояние погоды, изображённое на иллюстрациях. (1. Метель и вьюга; 2. Мороз и солнце)
Воспитатель: А мне, ребята, очень хочется, чтобы вы полюбовались русской берёзкой. Посмотрите, какая она стоит, сказочно-красивая. Послушайте, как С. Есенин описывает берёзку в своем стихотворении «Белая берёза».
(Воспитатель читает стихотворение под музыку П. И. Чайковского «Времена года» (декабрь).
Воспитатель: - Ребята, какой вы увидели берёзку в этом стихотворении? Какая она?
(серебристая, пушистая, белая – ответы детей)
- Как переливаются и горят снежинки на берёзе? (ответы детей)
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие пословицы и поговорки вы знаете о зиме?
Дети: - «Много снега – много хлеба»
- «Ночью был иней – днём снег не выпадет»
- «Ветер зимой подул с северной стороны – к большим холодам, с юга – к теплу»
- «Где снег – там и след»
Воспитатель: - А я вам могу назвать еще такие пословицы и поговорки, как:
1. Будет снег глубок – будет и год хорош.
2. Не то снег, что метет, а то, что с верху идёт.
3. Пусть снег холодный, а от стужи укрывает.
4. Вьюги и метели под февраль налетели.
III. Заключительная часть.
Воспитатель:
-Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Назовите характерные признаки зимы?
- Вы заметили, как красиво поэты описывают зиму в своих стихах и как красиво зима изображена на иллюстрациях.
Я думаю, что если такие зимние пейзажи увидят дети из Африки, то зима им очень понравится. Мы с вами тоже попробуем нарисовать зимнюю природу.
Я приготовила восковые мелки, а вы будите маленькими художниками и нарисуете красавицу зиму.
Дети рисуют. По окончанию работы воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Картины о зиме и ваши рисунки, я почтой отправлю в Африку и пусть по ним дети Африки узнают, что такое зима.