Ленара Исхакова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] — [р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи
Звуковая культура речи : дифференциация звуков л – р
Цель. Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Материал и оборудование: ИКТ, мячик, диск Речевой экспресс,
Ход занятия
Воспитатель: I. Организационный момент:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] — [р]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте им пожелаем доброго утра.
Дети: — Доброе утро.
А теперь давайте улыбаться друг другу, и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день)
II. Знакомство с новой темой:
Ребята, сегодня у нас занятие по звуковой культуре речи.
Сегодня мы будем учиться различать звуки р и л и правильно выговаривать их.
«Из всех звуков звук р – самый трудный и коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих ребят нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам „покорить“ этот звук. Чаще всего вместо р выговаривается похожий на него звук л. Кстати, даже у воронят не сразу получается карканье. (КАРТИНКА НА ЭКРАНЕ). Я неделю наблюдала, как подросший вороненок кричал: „Пек-пек-пек“. „Карр-карр-карр“, – терпеливо повторяла ворона. „Пек-пек-пек“, – сердился малыш. Потом вдруг закаркал, но получалось у него примерно так: „Кал-кал-кал“.
Произнесите, пожалуйста, звук [л] (хоровое и индивидуальное произношение) Когда мы его произносим, что делают губы и язык? (При произнесении этого звука губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и похож на «Чашечку»). (Показ воспитателем и произнесение детьми.) Положите ладошку на горлышко и произнесите снова этот звук. Какой звук [л]?
Дети: согласный, звонкий.
Воспитатель: Произнесите, пожалуйста, звук [р] (хоровое и индивидуаль-ное произношение) Когда мы его произносим, что происходит? (губы улы-баются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние пе-редние зубы и когда мы выдыхаем воздух, он дрожит. Какой звук [р]? (Показ и произнесение).
Дети: согласный (так как состоят из голоса и шума, звонкий.
Чтобы хорошо выговаривать звуки, нужно выполнить гимнастику для язычка. Предлагаю вам выполнить артикуляционные упражнения
Заборчик. Показываем зубки в широкой улыбке. Челюсти сомкнуты, уголки губ максимально разведены. Счет до 10.
Блинчик. Расслабленный плоский язык, напоминающий по форме блин, свободно лежит на верхней губе, накрывая ее. Рот открыт без напряжения, губы расслаблены. Счет до 10.
Вкусное варенье. «варенье слизывается только с верхней губы. Язык в расслабленном положении на нижней губе поднимается к верхней и проводит по ней сверху вниз, в этом же движении уходит за верхние зубы, рот закрывается.
Воспитатель: Язычки нужно потренировать, чтобы они стали сильными и смогли выговаривать трудные звуки. Послушайте чистоговорки и после повторите их четко и ритмично. (Хоровое и индивидуальное произношение).
Ла – ла – ла – лопата и пила,
Ра – ра – ра – высокая гора,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Ру – ру – ру – коза грызет кору,
Молодцы. Язычок наш отлично поработал.
А сейчас мы с вами поиграем в Игру «Услышь звук» (определение наличия звука в слогах и словах).
Я буду называть слоги. Если вы услышите звук [р], пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя, если услышите звук [л], хлопайте один раз в ладоши
Будьте внимательны: ла, ва, на, ро, са, ло, да, ри, фа, ли, ка, ча, ла, ру и т. д.
(Дети все вместе выполняют задание, воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.)
Сейчас я буду произносить слова: праздник, полка, полосатая, рыжая, лев, зебра, муравьи, ползают, прыгают.
Физкультминутка на ускорение (можно делать в кругу или на ускорение)
Руки в боки, (руки сделали на пояс)
Все присели, (присели)
Быстро встали, (встали)
Бег на месте
Влево, вправо, поворот,
Над головой хлопок,
И все с начала только чуть быстрее.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в интерактивную игру на доске которая называется «На все голоса» (Диск Речевой экспресс) (Различение голосов по высоте и тембру, фразы со звуком Р)
Игра «Поменяй звуки» (с мячом)
Заменить звук [Л] на звук [Р] в словах. Какие слова получились?
Лак — рак, лов —., ложки —., лама —. Лука —., бал —., дал —. ,
жал —., мил —., игла —., блошка —., ложь —., жил —., свалка —.
Стихи-добавлялки
1. Дедушку зовут Лука, у него болит (рука)
2. На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка)
3. Я питаюсь комарами.
Кто я? Догадайтесь сами.
Я – болотная толстушка,
пучеглазая (Лягушка).
4. Приготовил повар Пров вкусный и душистый … (плов)
5. Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я (пил)
6. В блеске солнечных лучей по земле бежит (ручей)
Теперь присядьте за столы. Следующее задание «Определи место звука в слове».
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат картинки, в названии которых есть звуки [л] и [р]. Вы должны чётко произнести слово, определить, какой звук в этом слове (л или р, раскрасить простым карандашом место звука в слове. В начале в середине или в конце (Что нарисовано на твоей картинке? Какой звук в этом слове?
Итог.
Сегодня все очень хорошо занимались.
Какие звуки мы сегодня проговаривали?
Что узнали?
Дети: Сделали гимнастику для язычка,
- узнали, как правильно произносить эти звуки,
- играли в игры со звуками,
Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? Что было трудно?
Последующая работа.
Воспитатель: Предлагаю вам дома нарисовать картинки со звуками [л] и [р], принести в детский сад на выставку.