Ирина Стороженко
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»
-Цель:
Познакомить с басней И. А. Крылова «Ворона и лисица»
-Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни.
2. Учить выделять мораль басни, обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста.
3. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Чтение басни И, А, Крылова „Ворона и лисица“» размещена в разделах
- Ворона. О птице для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Ворона и лисица», басня
- Темочки
4. Развивать память и умение внимательно слушать говорящего (ребёнка, взрослого, дослушивать вопросы до конца.
5. Вызвать у детей желание выразительно читать наизусть и инсценировать басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
6. Обогащать словарный запас детей за счё т слов: рифма, басня, баснописец, лесть, льстец.
7. Воспитывать интерес к художественной литературе.
-Демонстрационный материал:
Портрет И. А. Крылова, книги с иллюстрациями к басням «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», слайды, костюмы стрекозы и муравья.
Ход занятия:
-Ребята, в воскресенье я была в библиотеке. Что такое библиотека (там, где находятся книги).В библиотеке я была. читатель, а для вас я … воспитатель. Заметили, что произошло с некоторыми словами? Я их произнесла в рифму. Какие это слова: читатель-воспитатель. Рифма-это созвучие в окончании двух или нескольких слов. Для чего нужна рифма? (чтобы сочинять стихи).А кто сочиняет стихи? (Поэт)
*Игра «Придумай рифму»
Я предлагаю вам стать поэтами и придумать к словам рифму :
-ГАЛКА-СКАЛКА-СВАЛКА-ПАЛКА-ВОРЧАЛКА,
-НОЧКА-ДОЧКА-ТОЧКА-КОЧКА-МОЧКА-БОЧКА-СТРОЧКА-КВОЧКА.
-Давайте попробуем сочинить стихи, т. е. подобрать рифму.
-В чёрных тучах горизонт,надо взять в дорогу. ЗОНТ.
-Под корягой, там где мрак, шевелит клешнями. РАК.
-У портнихи -утюжок, у кораблика-ФЛАЖОК.
- На подъезде в воскресенье появилось -ОБЪЯВЛЕНЬЕ.
-Вы замечательно рифмуете слова.
*Основная часть.
-Я принесла для вас интересные книги. Посмотрите. Это басни. Почему именно басни? Потому, что вас пригласили на экскурсию в библиотеку и попросили подготовиться : выучить именно басни и выступить перед читателями библиотеки. Выучим?
- Чей портрет вы видите? (Иван Андреевич Крылов)
- Чем прославился этот человек? (Он писал басни).Как называют того, кто пишет басни (Баснописец.)
-А что такое басня (Это короткий,чаще всего стихотворный рассказ, в котором высмеиваются и осуждаются человеческие плохие поступки.) -Подумайте и вспомните, на какие литературные жанры похожа басня? (Рассказ, стихотворение и сказку.)Почему на сказку? Героями в них являются животные: звери, насекомые, птицы, растения. Но ведут себя они по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. А на стихотворение? Слова рифмуются.
- Также как и сказки, басни – это поучительные истории. Что значит поучительные? Но если сказки только намекают, что надо быть добрыми, умными, трудолюбивыми ( не зря говорится: «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»,то басня не намекает, а прямо говорит, каким надо быть, а каким быть нельзя. А на что ещё похожа басня? Басня-это живая сценка : в ней кто-то спорит, ссорится,мирится. В басне есть насмешка над каким -нибудь плохим или глупым поступком.
*Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»
-В какой басне мы можем наблюдать такую сценку(«Стрекоза и муравей»)
- Вспомним ее. Кто будет читать басню за автора? Кто исполнит роль стрекозы, муравья? Читайте так, чтобы мы почувствовали,как говорят герои басни (Читают по ролям.)
- Аплодисменты нашим артистам.
-Что всегда есть в баснях (Мораль)А что такое мораль (Поучение, нравоучение, совет)В морали всегда осуждаются недостатки людей. А какие недостатки? Зависть, глупость, жадность, хвастовство.
- Чему учит басня «Стрекоза и муравей»? (Всегда нужно трудиться, заботиться о себе и думать о будущем) Какая пословица подходит к этой басне?
– «Делу время – потехе час».
- Каким предстает перед нами муравей – герой басни? (трудолюбивый, а стрекоза? (легкомысленная, ленивая)
-Ребята,а вам тоже, как и муравью, не жалко стрекозу? (Могут быть разные ответы)
-Но всё же нам жалко стрекозу и хочется, чтобы муравей не был таким жестоким и пустил её до весны к себе.
*Физкультминутка
-Поработали мы дружно/Отдохнуть немного нужно/Встанем вместе и пойдём. /Мы шагаем, мы шагаем/Руки выше поднимаем/Дышим ровно, глубоко/Опускаем их легко/Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса/Мы лисичку обхитрим/На носочках побежим/
-Вот под ёлочкой зеленой/ Скачут весело вороны : кар-кар-кар!
Целый день они кричали: кар-кар-кар// Спать ребятам не давали: кар-кар-кар!
Только к ночи замолчали и каркать перестали/
Мы же сядем на места /Наступает ти-ши-на/Заниматься нам пора
*Знакомство с басней «Ворона и лисица».
- Сегодня я познакомлю вас с новой басней И. А. Крылова-«Ворона и лисица». Но сначала скажите, в каких случаях и за что человека хвалят?
- Что значит хвалить?
- Хвалить, значит, говорить приятные слова, когда это заслуженно. А представьте ситуацию: человек хвалит кого-то, говорит,вроде бы, добрые и приятные слова, но думает по -другому. Как вы оцените действия такого человека? Про таких людей говорят, что у него «камень за пазухой». Когда человек не заслужил похвалу, а его хвалят, это называется лесть. Повторите: «Лесть». Лесть – это незаслуженная, неискренняя похвала. Того, кто льстит, называют льстецом. Льстец – тот, кто льстит. Повторите: «Льстец». А льстить не хорошо, так же, как и обманывать. Мудрый Иван Андреевич решил это качество людей высмеять в своей басне «Ворона и лисица». А вот как он это сделал- послушайте.
*Чтение басни «ВОРОНА и ЛИСИЦА».
-Кто главные герои басни?
-Какую цель преследует ворона?
-Что она делает для её достижения?
Послушайте, какие точные слова использует Крылов в басне.
- Как он говорит о лисе? ("На ту беду лиса близехонько бежала. "– что-то произойдет нехорошее,
" Плутовка - хитрая, на цыпочках подходит" – чтобы не спугнуть)
- Какими словами лиса хвалит ворону?
*Показ слайдов на интерактивной доске (Прочитать еще раз).
-Обсуждение.
- Кто кому льстил?
-Почему сыр достался лисе?
- Представьте себе лису, как она выглядит, когда расхваливает ворону? (вытянула шею; вертит хвостом; водит носом; смотрит на ворону, не отрывая глаз)
- Вспомните последние слова басни.
- Как вы понимаете слова «С ним была плутовка такова…»?
-Какой перед нами предстаёт лисица? Какая она? Хитрая, находчивая, льстивая,умная, целеустремлённая.
-А ворона? Глупая, простодушная, доверчивая, неуклюжая, тщеславная.
- Чему учит эта басня? В этой басне высмеиваются лесть, глупость. Баснописец осуждает обман и хитрость.
-Какие пословицы и поговорки здесь можно употребить:
«У лести нет чести»,
«На языке медок-а на сердце ледок»,
«Верь своим очам, а не чужим речам»,
«Слушать слушай-да не развесив уши».
Дети переходят на ковёр. Мимический этюд.
Я предлагаю вам с помощью мимики и жестов изобразить наших героев. Сначала девочки изображают лису, а мальчики ворону и наоборот.
*Итог занятия.
- С какой басней познакомились?
- Кто написал эту басню?
- Что понравилось больше всего при знакомстве с этой басней?
-А что вызвало ваше недовольство?
-Какой урок вы извлекли из этой басни, какова её мораль? (Нельзя верить льстецу, его лживым словам.)
Ребята, басню «Стрекоза и муравей» вы уже знаете. Мы выучим про «Ворону и лисицу» и сможем выступить перед читателями библиотеки.