Оксана Гуреева
Проект «Семейное чтение» по творчеству И. А. Крылова в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Семейное чтение по творчеству И. А. Крылова" в подготовительной группе
Аннотация проекта.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека: книга открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений, дает прекрасные образцы русского литературного языка, поэтому данный проект направлен на приобщение детей и их родителей к чтению художественной литературы, создание активной читательской среды. Совместное чтение сближает взрослых и детей, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Публикация «Проект „Семейное чтение“ по творчеству И, А, Крылова в подготовительной группе» размещена в разделах
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Подготовительная группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Актуальность проекта.
Основными проблемами последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше направлено на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.
Негативным фактором в формировании читателя - ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Нечитающие родители воспитывают нечитающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения, как культурной нормы развития ребенка, является одной из важнейших задач социума. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль, так как совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.
Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве педагогов, детей, родителей.
Таким образом, для успешного решения проблемы необходимо внедрение новой модели организации семейного чтения.
Такой подход к семейному чтению делает единицей проекта не книгу, а семью, а сам проект становится средством двойного действия: семейное чтение помогает становлению и укреплению семьи; а семья становится средством трансляции ценности чтения.
Книги дают ребенку:
• интеллектуальное и эмоциональное развитие;
• развитие языка;
• социальное и образовательное развитие.
Цель проекта:
- разработать и апробировать систему знаний по приобщению воспитанников детского сада и родителей к книжной культуре, пропаганде и
развитию детского чтения в семье.
Задачи:
• повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
• способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
• повысить культуру речи педагогов, родителей, детей;
• воспитывать бережное отношение к книге;
Проблема проекта:
• снижение интереса к чтению художественной литературы среди детей и родителей;
• проблема чтения книг детьми в большей степени зависит от родителей, от семьи.
Гипотеза проекта:
• у детей появится стремление к постоянному общению с книгой;
Ожидаемый результат:
• повышение интереса детей и родителей к художественной литературе;
• возрождение традиции домашнего чтения;
• обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;
• повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
• повышение статуса семьи, укрепление семейных традиций в области
• семейного чтения;
• повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
• формирование потребности семей с детьми в активном организованном
• досуге;
• раскрытие творческого потенциала дошкольников и родителей через
• совместную читательскую деятельность.
Предполагаемое распределение ролей в проекте:
воспитатель организует образовательные ситуации, совместную досуговую деятельность, консультирование родителей;
дети вместе с родителями принимают активное участие в проекте.
Ресурсы и условия реализации проекта:
методические: информационные папки для родителей;
материально-технические: средства массовой информации – интернет; книги.
Тип проекта:
- по доминирующему методу – творческий;
- по числу участников – групповой;
- по времени проведения – краткосрочный, март 2019 год;
- по характеру контактов - ребёнок и семья, в рамках одной возрастной группы.
Участники проекта:
- воспитатели, родители и дети подготовительной группы.
Основное содержание проекта.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не просто способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Возрождая традицию семейных чтений, мы тем самым работаем над созданием семьи читающей и думающей. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Модель будет успешной тогда, когда все семьи будут считать чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома.
С этой целью был разработан проект «Семейное чтение». В ходе его реализации использовался принцип индивидуального подхода к участию родителей, разрабатывались разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
• опрос родителей по данной проблеме;
• определение целей и задач;
• создание необходимых условий для реализации проекта;
• подбор наглядного материала, иллюстраций книг, музыкального сопровождения;
• подготовка атрибутов для драматизации басен.
2. Практический:
• вовлечение родителей и детей в литературный проект;
• оформление выставок по данной теме;
• разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по данной проблеме.
3. Итоговый, диагностический:
• обработка результатов по реализации проекта;
• презентация проекта «Семейное чтение по творчеству И. А. Крылова».
Форма работы по реализации проекта:
• выставки по заданным темам;
• экскурсии в библиотеку;
• чтение, обсуждение, заучивание басен И. А. Крылова;
• просмотр мультипликационных фильмов по творчеству писателя;
• создание лэпбука «Творчество И. А. Крылова»;
• инсценирование басен И. А. Крылова семьями воспитанников.
Результат проекта:
При реализации данного проекта, воспитанникам и их родителям было предложено выбрать басню, прочитать ее дома всей семьей, обсудить и инсценировать в детском саду. Чтобы заинтересовать детей и родителей, мы придумали использовать ларчик (шкатулка «Басни И. А. Крылова», из которого дети доставали басню, с которой им необходимо будет познакомиться в семье. Это вызвало очень большой интерес к проекту, поэтому дети с большим удовольствием участвовали в процессе. После прочтения и обсуждения басен дома, всей семьей, дети вместе с родителями подбирали демонстрационный и наглядный материал, атрибуты для драматизации басни. Воспитанникам так понравилось участвовать в проекте, что некоторые после инсценировки басни, изъявили желание выбрать другие произведения И. А. Крылова для прочтения дома.
Поскольку данный проект является компонентом системы образования и призван решать воспитательно - образовательные задачи, определяемые Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, программой и учебным планом, мы считаем, что работа над данным проектом может быть включена в конкретный образовательный контекст. Результат совместного творчества детей и родителей, семейного чтения способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей, ведь семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребёнка. И еще хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.
Презентовав наш проект на родительском собрании, многие родители заинтересовались им и решили, что такой проект – это эффективная работа взаимодействия. Также хочется отметить, что несколько родителей, вдохновившись совместным творчеством со своими детьми, обогатили предметно-развивающую среду в группе: они изготовили своими руками несколько дидактических пособий для детей, и продолжают придумывать новые.
Используемая литература:
1. Воспитатели и родители // Сост. : Л. В. Загик, В. М. Иванова. М. ,1985.
2. Коллективное творчество дошкольников // Под ред. А. А. Грибовской. М. ,2002.
3. Кравцов Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. 1991. № 2.
4. Развивайка. Родители и дети в интернете.
Ларчик с баснями И. А. Крылова
Инсценировка басни "Ларчик"
Инсценировка басни "Хитрая лиса"
Инсценировка басни "Квартет"
Инсценировка басни "Кукушка и петух"
Инсценировка басни "Свинья под дубом"
Инсценировка басни"Кот и повар"
Инсценировка басни" Волк и лисица"
Инсценировка басни "Белка"
Инсценировка басни "Волк и ягнёнок"
Инсценировка басни "Орёл и крот"