Дробышевская Светлана
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. «Составление описательного рассказа пейзажной картины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе
Составление описательного рассказа по пейзажной картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
Цель: обучать детей описывать пейзажную картину
Задачи:
Учить детей понимать замысел картины видеть особенности композиции и цветового фона;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной, оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями;
продолжать работу по развитию связной речи;
развивать фонематический слух, интерес к пейзажной живописи, помочь детям осмыслить свои чувства и отношение к пейзажу;
воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование:
портрет И. И. Левитана;
репродукция Левитана «Весна. Большая вода»;
Ход занятия:
Воспитательная беседа:
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, какой сегодня будет день? Я думаю, что прекрасный, а это значит какой? ( ответы детей: солнечный, добрый и т. д.).
Скажите, какое сейчас время года? Какая весна?)
По каким признакам видно, что это ранняя весна?
Вывод: природа просыпается ото сна, появляется весёлое настроение, появляется первая трава, первые цветы, слышны пения птиц, природа оживает после зимней спячки, появились первые бабочки, жуки.
Чистоговорка:
За-за-вот стоит коза
Зы-зы-есть рога у козы
Зу-зу-напоили мы козу
Жа-жа-мы увидели ежа
Жу-жу-дали молока езжу
Жи-жи-очень колются ежи
Звуковая гимнастика (дети произносят звуки Ж-З тихо и громко) : и откуда ни возьмись жук в ладошки к нам летит (приготовили ладошки, давайте поймаем нашего жука)
Воспитатель: Мы все ждём прихода весны, и я предлагаю вам поиграть в игру «Назови одним словом» я буду называть словосочетания о весне, а вы называть одним словом какая она-весна:
долго ждём-долгожданная,
весной тепло-тёплая,
всё цветёт-цветущая,
птицы поют ручьи звенят-звонкая,
настроение весёлое-весёлая.
Воспитатель: Да весна несёт всем людям радость жизни, творчество, поэты пишут стихи, композиторы музыку, а художники картины, одним из таких художников и был Исаак Ильич Левитан. Мы живем в самой огромной и прекрасной стране, где самая красивая природа, леса, моря, горы, океаны, реки, озёра, птицы, животные. Вот и Исаак Левитан через свои картины рассказал о красоте нашей природы, одной из таких картин является картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»
Физминутка:
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть
Рыбка рыбка озорница
Мы хотим тебя поймать
Рыбка хвостиком махнула
И быстро-быстро уплыла
Рассматривание картины на экране :
Посмотрите на картину, которую написал Левитан. Он назвал её «Весна. Большая вода».
Ребята, повторите ещё раз, как называется картина, кто её написал.
Как вы думаете, почему художник её так назвал? Потому что он изобразил, разлив реки, большое весеннее половодье, когда река выходит из своих берегов.
Что можно сказать о воде? Она какая? Холодная, прозрачная, как зеркало видно отражение деревьев.
Что можно сказать о небе? Голубое, плывут белые облака.
Что произошло с деревьями? Их затопило, а берёзка изогнулась, чтобы лучше рассмотреть себя.
Что художник изобразил на переднем плане картины? Песчаный берег с маленькой лодкой (маленькая деревянная лодочка-челноком), она сделана из дерева.
Что изображено на дальнем плане? Маленькие домики.
Как вы думаете, как челнок здесь оказался? Наверное, его унесло течением и прибило к другому берегу.
Какой день изображён на картине? Ясный, солнечный.
Почему вы так думаете? Ведь солнца на картине нет. Вся картина наполнена солнечным светом, потому, что художник использовал светлые оттенки жёлтого и синего цвета.
Какие чувства вызывает у вас это картина? Радостные, наступила весна, светит солнце, скоро будет совсем тепло, только немного жаль деревья, которые оказались в воде.
Ребята, а давайте поиграем в игру, вам нужно будет отвечать да или нет.
Игра «Да – нет» что не бывает весной:
весной растут не грибы, а цветы
тучки солнце закрывают, холодный ветер дует
подснежники растут и птицы гнёзда вьют
звери норки закрывают
птицы на юг улетают
солнце светит очень жарко можно детям загорать и купаться и нырять
Составление плана рассказа по мнемотаблице.
о чём мы должны сказать в первую очередь?
1. кто написал картину (условное обозначение появляется на экране)
2. как он назвал картину
3. какое время года изобразил художник Левитан
4. Какая погода
5. какие тона использовал Художник
6. что мы видим на переднем плане картины, что изображено на заднем плане картины
7. какими изображены деревья
8. какое настроение вызывает картина рассказа детей
(Рассказы детей)
Рассказ воспитателя
На картине «Весна. Большая вода» художник Левитан изобразил реку во время разлива. Погода ясная, солнечная, тёплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую и спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются, голые деревья. Слева рыжий, изогнутый берег. По берегу легли тёмные, загадочные тени от стволов берёзок. У берега стоит старая ненадежная лодка ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, ещё не одетая листвой. Среди тонких, белоствольных берёз видна зелёная стройная ель и старая, корявая осина. Вдалеке виднеются, состоящие в воде, домики. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.
Скажите как же мы должны относиться к такой красоте. А почему мы должны любить и беречь природу? Потому что это наш дом, наша Родина.
Чтение стихотворений детьми «Давайте будем беречь планету».