Ершова Любовь Васильевна
Конспект занятия по развитию речи с использование технологии проблемного диалога «Пересказ рассказа «Еж» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи с использование технологии проблемного диалога
Тема: «Перессказа рассказа «Еж» для 5-6лет
Цель: формирование у детей дошкольного возраста логического мышления, познавательных способностей через технологию проблемного обучения и формированию пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц.
Основные задачи:
- Познакомить с многозначным словом игла с использование проблемной ситуауии.
Темочки:
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-Формировать навыки отвечать на вопросы полным предложением, объединять предложения в короткий рассказ из 4-5 предложений.
-развитие слухового и зрительного внимание детей.
Звуковая культура речи :
Учить самостоятельно подбирать короткие и длинные слова.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций из книги Чарушина «Моя первая зоология»
-Изучение лексической темы «Дикие животные»
- Рисование по теме «Еж»
Материалы к занятию : Картинка или игрушка Ёж, посылка, картинка Почтальона Печкина на экране, предметные картинки: ребята, ёж (два вида, крыша дома, блюдце с молочком;) набор колющих предметов : колючка кактус булавка, схема для графического плана, картинки для игры «Что лисятам приготовииь на обед», мольберт.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Развитие произвольного внимания, словесно- логического мышления.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг - другу.
Игра- приветствие…
Здравствуйте щёчки, здравствуйте губки, здравствуй носик, здравствуйте гости.
Сегодня утром, когда я вошла в группу, то увидела на столе вот эту посылку и видеописьмо. Посылку открыть я не смогла, видно она с секретом, а видеописьмо мы посмотрим вместе. Как вы думаете от кого оно оно?
_ А хотите узнать?
Тогда давайте присядем на ковер и внимательно посмотрим на экран.
На экране почтальон Печкин.
«Добрый день дороге ребята. Узнали меня? Меня зовут почтальон Печкин и я принёс вам посылку. Но я вам её не отдам, потому что посылку могут получать люди по документам, а у вас, их нет.
Но я вижу, что вы хорошие ребята, поэтому я предлагаю вам сделку.
Если вы отгадаете загадку и расскажите мне о чем сегодня пойдет речь у вас в группе то посылка ваша!»
Внимательно слушайте загадку:
«Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Ёж). Правильно, ребята, это ёж.
2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоциального фона восприятии рассказа.
Рассматривание ежа. (картинка или игрушка)
Постановка проблемного вопроса :
- А что это у ежа из спины торчат? (иголки)
- А зачем ему швейные иголки, он что одежду будет шить (рассуждение детей еж защищается иголками от врагов)
-А как он спасается от врагов? (ёж сворачивается шариком и выставляет иголки).
-Что ест ёж? (ёжик питается мышами, жуками, червяками, молоком).
-Что ёж делает зимой? (ёж зимой спит).
-А когда ёж просыпается? (ёж просыпается весной, когда становится тепло).
-Какие иголки вы еще знаете (иголки у елки, швейная игла)
- Ребята скажите, а почему все эти иголки называют одним словом.? (потому что они острые и колятся)
Если дотронешься до иголок ежа, то можно уколоться.
Дидактическая игра «Найди опасный предмет»
Ребята подойди все ко мне и посмотрите перед вами на подносе лежат различные предметы, выберите из них самые опасные и те которые можно использовать, но под присмотром взрослого.
Чем эти предметы схожи с ежом?
_ Как надо обращаться с такими предметами? (осторожно)
- Так чем еще можно уколоться? (колючкой, иголкой, булавкой, шипом розы, кактусом) Правильно ребята.
-Ребята, а как вы думаете, о ком сегодня я буду читать вам рассказ, вы наверно уже догодались? (о еже)
3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.
Давайте с вами присядем на ковер и послушаем внимательно рассказ.
Воспитаетель «Ребята, послушайте рассказ который называется он «Ёж».А написал это рассказ детский писатель Е. Чарушин. Он был не только писателем, но и замечательным художником. Ребята присядьте и внимательной послушайте это рассказ. А ежик пусть сядет на стульчик и тоже вместе с нами послушает.
По ходу рассказа (показ слайдов – презентация).
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он со страху шариком
свернулся. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат. Закатали ежа в
шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке.
А еж лежит шариком и не шевелится.
Вот он час лежал и еще целый час.
Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным
пахнет?
Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком
свернулся.
А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе
обратно в лес.
– О чем говорится в этом рассказе?- ответы 3-5 дет- Чем вам понравился этот рассказ
4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.
Ребята а давайте научим нашего ежика- еще отвечать на вопросы не одним словом, а целым предложением.
Вопросы:
-Где ходили ребята? (ребята ходили по лесу).
-Кого они нашли? (они нашли ежа).
-Где сидел ежик? (ёжик сидел под кустом).
-Что сделал ёжик от страха? (он от страха свернулся шариком).
-Куда дети принесли ежа? (дети принесли ежа домой).
-Почему они не укололись? (они закатили ежа в шапку).
-Что ребята ему дали? (ребята дали ему молока).
-Что было дальше? (ёжик развернулся, начал есть молоко, а потом удрал к себе в лес)
-Что означает слово со страху, удрал? (от испуга, убежал)
-Ребята, как вы думаете, почему ёжик удрал обратно в лес? (ёж не домашнее, а дикое животное).
5. Физминутка. Кооординация речи с движением.
Ребята, а теперь пришла пора немного поиграть. Что то наш ежик заскучал. Давайте все с вами встанем и выполним движение вместе со мной. Выходите на лужок, становитесь все в кружок (дети выполняют движения, согласно тексту)
Ёж с ежатами»
Под огромною сосной,
На полянке на лесной,
Куча листьев где лежит, (бегут друг за другом)
Еж с ежатами бежит.
Мы вокруг все оглядим, (повороты головой)
На пенечках посидим, (приседают)
А потом все дружно спляшем, (пляшут)
Вот так ручками помашем. (машут руками)
Помахали, покружились (кружатся)
И домой заторопились. (разбегаются по своим местам)
6. Ребята у нашего ежика в лесу есть друзья лисята. Они очень любят играть вместе с ежиком. И их мама лиса просит вас ей помочь. Послушайте ребята.
Игра называется «Что лисятам приготовить на обед» Для этого вам нужно разделиться на команды (картинки лисята –братья)
Жиди были 2 брата лисенка. Как их звали? Имена придумайте сами. Кличкаодного брата называлась коротким словом. Называет первая команда. Так как его назовем?
А для клички второго лисенка подберем длинное слово-называет 2 команда.
Мили любил все,что называлось коротким словом,а Рыжехвостик, наоборот любил все длинные слова. У мамы лисы было много хлопот с приготовлением обеда: Что готовить каждому не знает. Поможем ей дети выбрать ей названия для первого блюда.
Первая команда помогите мне
- Что стал бы есть Милли? Не забудьте, что название дрлжно быть коротким. (суп, уху, борщ, щи)
Задание 2 команды:
-Что можно приготовить для Рыжхвостика? Помните, что название должно быть длинным (Свекольник, рассольник, Щавельник)
1 команда:
- А какое второе блюдо мама -лиса могла бы приготовить для Милли? (плов, рагу, кашу, яйца
2 команда мне ответьте:
- А для Рыжехвостика на второе что можно приготовить (котлеты, тефтели, макароны,отбивные)
1 команда: Что мог бы получить Милли на третье? (Сок,чай, морс)
2 команда: А Рыжехвостик на третье? (Лимонад, ряженку, снежок, кефир, молоко)
Спасибо вам ребята помогли вы маме лисе своими ответами. Теперь она точно знает что ей приготовить. И сумели порадовать наших лисят.
7. Повторное чтение рассказа.
А сейчас я прочитаю вам рассказ еще раз, а вы помогите мне. Дети договаривают начатые педагом фразы
Ходили ребята по лесу,
Нашли под кустом ежа.
Он там со страху свернулся шариком
. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат.
Закатали ежа в шапку и принесли домой.
Положили на пол, поставили в поддонничке. молочка.
А еж лежит шариком и не шевелится.
Вот он час лежал и еще целый час.
Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным
пахнет?
Развернулся еж, и стал есть молоко.
Поел и снова свернулся шариком
А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе
обратно в лес.
8. Составление планы схемы содержания рассказа. Развитие словесно-логического мышления., диалогической речи.
Ребята посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы.
Давайте их разложим с вами по порядку.
С чего начался наш рассказ?
Какую картинку мы поставим первой?
Что было дальше? и т. д.
(Дети выстраивают графическую мнемодорожку - план рассказа на мольберте.)
9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Формирования навыка работы по алгоритму.
А теперь расскажите историю про ежа. Схемы карточки вам в этом помогут. (Дети рассказывают рассказ по цепочке : сначала одна команда, затем - другая).
Обратите ребята внимание на экран:
Печкин (Благодарит детей и посылка открывается – там книга Е. Чарушина или раскраска из рассказа «Еж»). Давайте ребята поблагодарим Печкина за такой подарок. Из этой книги мы узнаем много интересного о животных.
10. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше занятие.
Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?
-Чем мы занимались?
-Кто напомнит как называется рассказ?
-А кто написал этот рассказ?
-Чему вы сегодня научились?
-Что запомнили?
Самооценка.
У нас на столе 2 коробочки:
в одной солнышки; в другой – тучки.
Вы можете взять любую картинку, но сначала подумайте:
если вам на занятие было интересно и у вас всё получилось, то возьмите солнышко, а если кому-то было не интересно и трудно – тогда возьмите тучку.
Обобщение педагогом самооценки детей.