наташа данилова
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к грамоте «Звук [Ш] и буква «Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи. Подготовка к грамоте
Тема: Звук Ш и буква Ш.
Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. выделение заданного согласного звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и подготовке к грамоте „Звук [Ш] и буква „Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Программные задачи : Познакомить со Звуком Ш и буквой Ш. Познакомить с условным обозначением звуков- синий квадрат (всегда согласный, глухой). Продолжать знакомить с тем, как работать со схемами слов. Формировать навык написания печатной буквы Ш. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Вырабатывать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование: зеркала, домики для гласных и согласных звуков, буква Ш большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки (у детей и педагога); доска, мел; игрушки: кукла, шарик, шапочка, шоколадка, шарфик, шубка, машинка, лягушка, чашка, погремушка, катушка, ковш, карандаш, брошь; картинки: кошка, мышка, лягушка, камыши, Миша, шуба, карандаш, ромашка; магнитная азбука с буквами.
Ход занятия.
1. Мотивационно-ориентировочный этап
1. На места садятся дети, после ответа на вопрос воспитателя, ответившие, какой одинаковый звук есть в словах : шутка, кошка, школа, вишня, шляпа, камыш.
2. Вносится кукла. Это – Маша. Звук ш произносится акцентировано.
Вспомните имена, в которых есть звук ш. (Саша, Наташа, Катюша, Ксюша). Скажите ласково имя Маша. (Машенька.) Сегодня Машенька приглашает нас на свой день рождения. Мы побываем у нее в гостях и познакомимся с новым звуком ш.
2. Практический этап
Характеристика звука ш по артикуляционным и акустическим признакам.
Машенька еще не умеет произносить звук ш, давайте ее научим. Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Вытягиваются трубочкой.) Где находится язык? Какой он – узкий или широкий? (Язык широкий, чашечкой). Как мы произносим звук ш – с голосом или без голоса? (без голоса). Он звучит твердо или мягко? (Твердо). Гласный или согласный звук ш? (Согласный). Загибайте пальчики и повторите, какой звук ш. (Согласный, твердый, глухой).
Обозначение звука ш цветовым символом.
3. Игра «День рождения Маши».
Выставляются подарки: шарик, шапочка, шоколадка, шарфик, шубка, машинка, лягушка, чашка, погремушка, катушка, ковш, карандаш, брошь.
Что мы подарим Машеньке? Сначала назовите подарки, в названии которых звук ш слышится в начале слова.
А теперь – со звуком ш в середине слова.
И еще назовите подарки, в названии которых звук ш слышится в конце.
4. Звуковой анализ слов «Маша, каша».
Машенька предлагает поиграть нам в игры «Звук потерялся», «Звук заблудился». Какой звук потерялся в словах : мы_ка, ко_ка, лягу_ка?
Дети называют пропущенный звук и все слово. После правильного произнесения детьми слова выставляется картинка.
Какой звук заблудился, а какой – потерялся: ткаф, мытка, ката, Мата? (Звук т заблудился и встал на место звука ш, который исчез: шкаф, мышка, каша, Маша).
Дети выкладывают схемы слов Маша, каша, мишка, мышка.
Чем различаются эти слова? Чем они похожи?
5. Игра «Измени слово».
Маша расскажет нам стихи, в которых перепутались слова, а вы поставьте эти слова на место.
С другом мы играли в чашки… (в шашки).
Пили чай из белой шашки… (чашки).
Вылезла из норки шишка.
На нее упала мышка.
Под кустом сидели шишки.
На сосне висели мышки.
В воздухе летала кошка.
Молоко лакала мошка.
На столе стояла кошка.
На полу сидела плошка.
6. Физкультминутка.
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой. (Руки вперед, пружинистые движения ног).
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
Пейте! (Плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед).
Хороша водица!
Постучим копытцем! (Поочередное притопывание то правой, то левой ногой).
Эй, лошадки, все за мной.
Поскакали домой. Гоп-гоп-гоп! (Прыжки на месте).
Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какие слова со звуком г услышали дети во время ф/м.
7. Составление предложений по опорным словам. Анализ словесного состава предложения.
Поиграем с Машей в такую игру. Маша назовет два слова, а вы придумайте с этими словами предложения. Выставляются картинки.
Кошка – мышка. Лягушка – камыши. Миша – шуба. Карандаш – ромашка.
Обозначим слова полосками. Составляется предложение. Подсчитываем количество слов в предложении. Педагог мелом на доске обозначает полоской каждое слово. В конце предложения ставится точка.
8. «Знакомство с буквой Ш».
Посмотрите на новую букву. Запомните: буква ш никогда не дружит с буквой ы, а дружит только с буквой и. «Ши – пиши с и!»
Работа с магнитной азбукой. Составить слово шина. Какого слога не хватает в этом слове, чтобы получилось новое слово: машина? (Слог ма). Составьте слова машина, Маша, Миша, мишка, мышка. И предложение: У Маши машина.
Написать букву и слова.
Рефлексивно-оценочный этап
9. Итог. Оценка деятельности детей. Вопросы воспитателя, что мы сегодня делали, с каким звуком и буквой познакомились.