Мария Игонова
Конспект занятия по развитию речи «Заучивание отрывка из поэмы А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по теме "Заучивание отрывка из поэмы А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный».
Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве поэта А. С. Пушкина, формировать интерес к такому виду искусства как диорама.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать знакомить детей с творчеством А. С. Пушкина;
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «У Лукоморья дуб зеленый», отрывок из поэмы
- Темочки
-расширить словарный запас детей, обогатить речь образными выражениями,
-уточнить значение устаревших слов;
- познакомить детей с таким видом искусства как диорама
-формировать умение заучивать стихотворение с помощью предметов продуктивной деятельности, изготовленных детьми по содержанию стихотворения.
Развивающие :
-развивать речевое творчество, выразительность речи;
-развивать память, внимание, коммуникативные навыки;
Воспитательные:
-воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина в
-воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, портрет Арины Родионовны, основа для диорамы "У лукоморья дуб зелёный", персонажи отрывка из поэмы, слепленные заранее из пластилина: кот, русалка, леший, избушка, богатыри, королевич, царь, колдун, волк, ступа с бабою ягой, Кощей; картинки-иллюстрации к сказкам: "Сказка о царе Салтане. ", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о Попе и работнике его Балде", ёлочка, снежинки красного и синего цвета, сундук с костюмами и масками персонажей отрывка "У лукоморья дуб зелёный".
Предварительная работа: беседы о поэте и сказочнике А. С. Пушкине, выставка книг с произведениями А. С. Пушкина, чтение сказок Пушкина : "Сказка о золотом петушке", : "Сказка о царе Салтане. ", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о Попе и работнике его Балде", рассматривание иллюстраций к сказкам, разучивание отрывка из стихотворения Пушкина "Зимнее утро", НОД по изодеятельности "Рисование "Картинная диорама "У лукоморья дуб зелёный", НОД Лепка "Герои лукоморья", разучивание песни "Сказка"(композитор А. Ермолов)
Ход НОД.
1 часть
Организационный момент.
Дети с воспитателем играют на ковре. Вдруг в театральную комнату забегают Ткачиха и Бабариха. Ребята удивляются, задают вопрос: "Кто это?"
Воспитатель объясняет, что в другой подготовительной группе готовится театральная постановка по "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина.
Воспитатель:
-Ребята, а вы знаете, кто такой А. С. Пушкин?
Правильно, это великий русский поэт и сказочник Александр Сергеевич Пушкин. (показываю портрет Пушкина). Мы с вами знакомились уже с его творчеством: стихотворениями, сказками.
- Ребята, а вы знаете, кто был лучшим другом Александра Сергеевича?
Конечно же, это его няня - Арина Родионовна (показываю портрет). Именно она рассказывала в детстве сказки про Бабу-Ягу, Кощея, русалок, а маленький Саша внимательно слушал, запоминал, а когда вырос - использовал это в своём творчестве.
- Ребята, давайте вспомним, какие сказки написал Александр Сергеевич. В этом нам поможет игра "Угадай, из какой сказки эти строки". Я читаю отрывок из сказки, а вы говорите название сказки.
1. Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
«Сказка о царе Салтане…»
Какое полное название этой сказки? ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне-лебеди) .
2. «Ах, ты мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло».
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
3. «Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно».
«Сказка о золотом петушке».
4. «На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто».
«Сказка о рыбаке и рыбке»
5. «Жил-был поп, толоконный лоб».
«Сказка о попе и его работнике Балде»
-Молодцы, ребята, вы действительно знаете много сказок Пушкина.
- А вы бы сами хотели попасть в сказку?
Тогда давайте споём волшебную песню, которая так и называется "Сказка".
Я думаю, она нам и поможет очутиться в волшебном мире.
Дети исполняют песню "Сказка", стоя около стульев.
II часть. Дети садятся на стулья
На экране доски появляется чёрный кот.
Кот: - Здравствуйте, ребята! Я вижу здесь собрались знатоки творчества Александра Сергеевича Пушкина. Рад вас приветствовать в волшебной стране Лукоморье! Кто из вас знает, что же такое лукоморье?
Дети: это такой изгиб морского берега, когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.
Кот: -Правильно! А из какого произведения вы узнали про лукоморье?
Дети: из отрывка поэмы "Руслан и Людмила".
Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем уважаемому Коту,
Дети: Диорама – значит прозрачная картина. Картины меняются в зависимости от направления освещения – спереди или сзади.
Кот: - Знаю, знаю. Сказать по правде, я наблюдал, как вы создавали диораму "Лукоморье". Я всегда оказываюсь там, где дети творят чудеса. Ваша работа мне очень понравилась, но я решил её усовершенствовать. Показал ваши рисунки одному художнику, он немного поколдовал, и вот что из этого получилось.
Показ картинной диорамы (видео) на отрывок из поэмы А. С. Пушкина "У лукоморья дуб зелёный"
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
Воспитатель: Ребята, вам понравилась волшебная диорама? А вы обратили внимание, кто озвучивает иллюстрации? Да, рассказывает отрывок обычная девочка, такая же, как и вы. А вы хотите научиться также выразительно рассказывать стихотворение?
Дети: Хотим!
Воспитатель: А поможет вам в этом другой вид диорамы. (Вношу диораму с дубом).
Посмотрите. Это объёмная полукруглая картина. Что она изображает?
-Дети: Лукоморье- луг у моря.
Воспитатель: Что находится в центре диорамы?
Дети: Дуб зелёный.
Воспитатель: для создания полноты диорамы лукоморья нам не хватает персонажей отрывка. Где же нам их взять?
Дети: На занятии по лепке мы слепили персонажей лукоморья.
Воспитатель: Вы правы, ребята! Ваши слепленные фигурки и будут частью диорамы "У лукоморья". Возьмите каждый по одному персонажу. но помните, что в сказке даже неодушевлённые предметы могут быть её героями.
Дети берут персонажей отрывка, слепленных ранее из пластилина. Садятся на свои места.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я буду зачитывать отрывок из стихотворения, а вы будете ставить на диораму соответствующий отрывку персонаж. А кто запомнил строчки стихотворения, может сам и прочитать наизусть.
Читаю наизусть стихотворение, дети встают и расставляют персонажей, по возможности озвучивая соответствующие строчки.
Воспитатель: Ну вот и получилась у нас с вами объёмная диорама "У лукоморья дуб зелёный"!
Кот: Мур! Какие талантливые ребята! Вы так много трудились. Устали?
Дети: Да
Физкультминутка (проводит кот)
Мы глазами миг-миг; (моргают глазами)
Мы плечами чик-чик; (поднимают и опускают плечи)
Мы руками хлоп-хлоп;(хлопают в ладоши)
Мы ногами топ-топ; (топают ногами)
Раз – туда, два – сюда, (повороты туловища вправо, влево)
А потом – вокруг себя (кружатся вокруг себя)
Надо низко поклониться, (наклоняются вниз)
Чтобы в сказке очутиться.
В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога. (прыгают на одной ноге)
В сказке – смелый князь Гвидон,
Он Салтану шлет поклон. (Наклоняются вниз)
В сказке петушок сидит – во все стороны глядит. (Поворачивают голову вправо, влево)
Сказки Пушкина стоят – а мне домой идти велят! (Садятся на стульчики)
(Кот исчезает)
Воспитатель: вот так сказочный Кот! Как появился, так назад и воротился.
Ну а мы с вами, ребята, продолжаем. Кто из вас запомнил отрывок "У лукоморья"?
(2-3 ребёнка читают наизусть)
Воспитатель :Молодцы, ребята! Стихотворение очень большое, поэтому мы продолжим учить его в другие дни.
III часть.
- А сейчас мне хотелось бы узнать, какое настроение у вас вызвало наше занятие. Для этого выберите снежинку, цвет которой соответствует вашему настроению. Если у вас хорошее настроение - возьмите красную снежинку, если плохое - то синюю. Украсьте снежинками нашу ёлочку!
Дети встают, берут выбранную снежинку со стола. Вешают на ёлочку. Встают вокруг ёлочки.
Воспитатель: Какого настроения наша ёлочка?
- Ой, ребята! А что это за сундучок за нашей ёлкой стоит? (выношу сундук, ставлю перед детьми).
Воспитатель: Наверное, это Кот что-то задумал. Откроем?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, смотрите, а в сундуке какие-то костюмы. Давайте рассмотрим. (дети вынимают костюмы, рассматривают, примеряют).
Воспитатель: Да это же костюмы героев Лукоморья. Я думаю, что Кот понял, что вы ребята - талантливые, стихотворение выучили, а теперь сможете сказку показать. Хотите?
Дети: Да!
Дети участвуют в театрализации стихотворения.