Наталья Гордиенко
Конспект урока «Чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый» для детей 10–17 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель :познакомить детей с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и людмила» «У Лукоморья дуб зеленый»
Задачи:
1.Уточнить знания детей о великом русском поэте А. С. Пушкине. Познакомить со скульптурной композицией «Кот ученый»
2.Формировать умение воспринимать и понимать текст, дать представление о старинных словах, обьяснить их значение.
3. Воспитывать любовь к русской поэзии, интерес к произведениям Пушкина.
Методы и технологии:
Публикация «Конспект урока „Чтение отрывка из поэмы „Руслан и Людмила“ „У Лукоморья дуб зеленый“ для детей 10–17 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- «У Лукоморья дуб зеленый», отрывок из поэмы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
-словесный (рассказ в сочетании с демонстрацией слайда)
- наглядный (демонстрация картин)
- здоровьесберегающие: релаксация «Шум моря», физкульминутка "Лукоморье"
-игровые: игра «Назови героя сказки»
Материал и оборудование: слайды «Картинки по сказкам Пушкина», герои сказок,портрет А. С. Пушкина. ноутбук, фонограмма «Шум моря», видео –ролик «Скульптурная композиция «Кот ученый», мячик.
Рефлексия: Смайлики.
Возраст: 10-17лет.
Ход занятия
Показываю портрет А. С. Пушкина.
-Прошло более 200 лет со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, а его произведения продолжают жить.
-Я думаю ребята, что вы все очень любите произведения этого замечательного поэта.
-Какие вам знакомы сказки, стихи? Давайте вспомним.
-«Сказка о золотом петушке», «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде»
-Стихи «Птичка», «Зимнее утро», «Уж небо осенью дышало», «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами», «Узник», «Зимний вечер» и много других замечательных стихотворений написано великим поэтом.
- Во многих сказках Пушкин упоминает дерево, которое является символом силы и могущества русского народа. Как вы думаете что это за дерево?
-Да, дуб.
Игра"Назови героя сказки".
Дети садятся полукругом и передают друг другу мячик под музыку. Остановилась музыка у кого мячик называет любого героя из сказок Пушкина.
Физминутка
А сейчас мы отдохнем
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два – сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться
-И я хочу вам прочесть вступление пролога к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Эти строки можно назвать ярким вступлением к сказочному творчеству великого поэта. Нам встретятся много старинных слов, которые в наше время не употребляются. И мы должны уметь их правильно прочитать.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил
-Ребята, вы заметили как много в тексте устаревших слов?
-Эти формы Пушкин употребляет, чтобы стих сделать величавым.
-Давайте рассмотрим эти устаревшие слова и разберемся в их значении.
_ Лукоморье, как понять что это?
-Изогнутый берег, когда часть моря вдается в сушу.
-Златая цепь -золотая.
-Неведомые дорожки?
-Незнакомые.
-Невиданные звери?
-Неизвестные, такие кто не видел никогда.
- А как вы думаете, что означает брег?
-Берег.
-Видений полны, это как?
-Много выдуманных героев.
- Кого называли витязь?
-Воина, отважного богатыря.
-Чредой?
- Очередь.
-Что означает слово пленяет?
-То есть взять в плен.
- Я думаю вы наверно знаете, что значит темница?
-Место заключения, тюрьма, в сказках чаще всего место заключения девиц.
- Над златом чахнет. Что значит означает?
- Умирает над грудой золота, переживать о том, что можно потерять золото.
-Слово дол как понимаете?
-Долина
-О заре прихлынутт волны- на заре
-Чахнет-сохнет
-Тужит – грустит
-Леший - лесное сказочное существомр.
-Мимоходом – по пути.
-Чрез- через
-Ступа. Что это?
Ступа - деревянный или металлический сосуд, в котором что- то толкут. В ступе летает Баба-Яга
-В каких строчках основная мысль?
-Там русский дух, там Русью пахнет.
- Эти строки у самое дорогое для писателя чувство любви ко всему родному, русскому. Пушкин великий русский поэт, человек, который умел любить Родину, свою землю.
Релаксация "Шум моря"
-Предлагагаю детям сесть поудобней и послушать шум морского прибоя.
-Необычная скульптура находится у раскидистого огромного дуба на Геленджикской набережной.
-Скульптура «Кот учёный» подарена Геленджику талантливым новороссийским скульптором, Членом Союза художников России Г. Панько. Наверное, излишне говорить, что мотивами послужили слова пушкинской поэмы «Руслан и Людмила»:
-Вокруг дуба – и правда, массивная «золотая» цепь. Однако Кот учёный не ходит по ней, а сидит чуть в сторонке. Правой передней лапой держит раскрытую книгу, а левую поднял вверх.
-Памятник Коту учёному в Геленджике появился в день рождения поэта,6-го июня 2008 года
-Каждый, видя памятник «Коту учёному» у дуба вспоминает строки классика, а многие даже цитируют вслух.
-Здесь всегда многолюдно. Каждый гость города с огромным удовольствием фотографируется с Котом учёным
-Скульптурная композиция «Кот учёный» в Геленджике расположена в центре города, на Лермонтовском бульваре (Центральная набережная Геленджика, недалеко от ресторана «Украинский дворик»
-И мне удалось побывать возле замечательной скульптурной композиции. И у меня возникла идея сделать ролик, который я предлагаю вашему вниманию. Давайте еще раз послушаем отрывок «У Лукоморья дуб зеленый»
Итог
-Что вы сегодня узнали интересного?
-Каким поэт изобразил Лукоморье?
-Сказочным.
-Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?
-Чем?
-Что особенно понравилось и почему?
-Кто запомнил какие строчки?
Рефлексия Смайлики
Зеленый смайлик с улыбкой – занятие очень понравилось, все понятно.
Желтый смайлик грустный- не понравилось
Красный смайлик – ничего непонятно.