Глушкова Софья Витальевна
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Дифференциация звуков [Ч] и [Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ : РАБОТА СО ЗВУКАМИ Ч – Щ».
Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Ч и Щ.
(Подготовительная группа)
Задачи:
Образовательные:
-Упражнять детей в правильном четком произношении звука «ч – щ»;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для старшей группы „Дифференциация звуков [Ч] и [Щ]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-Упражнять детей в умении определять слова со звуком «ч-щ».
Развивающие :
-Развивать слуховое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат, общую моторику, речевой аппарат.
Воспитатель:
-Воспитывать интерес к звукам, звуковую и интонационную выразительность речи.
Ход занятия:
Вводная часть
1. Организационный момент (сидя на стульях)
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! Артикуляционная гимнастика:
Мы пришли ребята с вами
На весёлую поляну.
Ой, куда же мы попали?
И оглядываться стали.
Влево, вправо, вверх, вниз,
Не дрожи, улыбнись… .
Раз улыбка, два, три…
Зубы лучше покажи.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счё т его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
предложить ребенку дуть на "снежинки", привязанные за верёвочку.
Сюрпризный момент
- А теперь подойдите ко мне и посмотрите, кого я вам принесла. Это игрушки Чебурашка и Щенок. Они живут в младшей группе и совсем не умеют различать звуки! Они даже не знают с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок. Ребята с какого звука начинается слово Чебурашка? Правильно со звука Ч. А с какого звука начинается слово Щенок? Правильно, со звука Щ! И сегодня мы с вами будем играть с этими звуками и учиться различать их. А Чебурашка и Щенок будут смотреть, слушать и запоминать!
1-ое задание.
Нужно закончить слово, подходящим слогом ЧА или ЩА, чтобы получились слова
Добы… Встре…
Ту… Ро…
Пи… Да…
Све…
Закончи слово слогом ЧУ или ЩУ
Кру… Та…
Мол… И…
Сви… Ка…
Кри… Сту…
- Молодцы, ребята. А сейчас садитесь на свои места.
2-е задание.
Предлагаю назвать слова, начинающиеся на -ч. Ребята, назовите слова, которые начинаются на -Ч.
Ответы детей: Часы, чашка, червяк, чемодан, чебурашка, чучело, Чиполино, чайка, чиж, чай, человек, чупа - чупс, черный, черепаха, чародейка, Чурина, Чернов, Чуковский, Чукотка, четыре, четырнадцать. Молодцы!
3-е задание.
- Послушайте новую скороговорку:
Щеткой чищу я щенка
Щекочу ему бока.
- Ребята, в каких словах встречался звук Ч?
- В каких словах вы услышали звук Щ?
- А в каком слове встретились оба звука?
- Кто запомнил скороговорку и сможет ее повторить?
- А теперь эту скороговорку повторят только девочки.
- Сейчас мы послушаем, как эту скороговорку проговорят мальчики.
- А теперь мы все вместе проговорим ее в медленном темпе.
- Сейчас проговорим скороговорку в быстром темпе.
- Теперь громким голосом, (и шепотом).
- Молодцы!
Физминутка «На ковре»
Раз-подняться, потянуться.
Два-согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре-руки шире,
Пять-руками помахать,
Шесть- на место сесть опять.
4-е задание.
Подойдите все ко мне и встаньте на любое свободное место на ковре. Сейчас мы будем определять, где стоят звуки Ч и Щ, в начале слова или в конце.
- Если вы услышите звук ч или щ в начале слова, нужно поднять руки вверх и потянуться на носочках.
- Если вы услышите эти звуки в конце слова, то нужно присесть и положить руки на коленки.
Итак, слушаем слова: щетка, бабочка, бочка, щит, чайник, овощи, лещ, ящик, удочка, плащ.
Возвращаемся на свои места.
5-е задание. «У доски»
И сейчас мы с вами будем определять, человек, какой профессии изображен на картинке, звук Ч или Щ встречается в названии профессии.
(Учитель, врач, пчеловод, каменщик, дрессировщик.)
6-задание. «Сидя за столами»
- Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат картинки, в названиях которых встречаются звуки Ч и Щ, и рядом лежит большой лист, на котором мы видим портреты Чебурашки и Щенка. Сейчас вы будете дарить эти картинки зверятам. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим Чебурашке? А какие Щенку?
- Ребята, Чебурашке и Щенку очень понравилось в нашей подготовительной группе, они многому научились и самое главное, они никогда не будут путать звуки Ч и Щ!
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)
Рефлексия
- Дети, какие звуки мы сегодня учились различать? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что было самым трудным?