Филько Светлана Степановна
Конспект по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления и знания о времени года – осень. Учить детей отвечать на вопросы и задавать их; активизировать словарь по данной теме, уточнять значение слов; закреплять умения составлять предложения по схеме. Развивать мышление. Упражнять в подборе прилагательных к существительному и слова с противоположным значением.
Публикация «Конспект по развитию речи детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа: Осенний лес, золотая осень, флора, фауна, Ставропольский край, берёзка-белоствольная, родина.
Ход занятия:
1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
-Это письмо зайка-попрыгайка.
(«Здравствуйте, ребята. Пишет вам - Зайка-попрыгайка. Мне сорока принесла на хвосте, что вы умные и дружные ребята. Я очень всего боюсь и прячусь за деревом, но мне так хочется узнать о том месте где я живу, о моей Родине. Помогите мне пожалуйста!Я ведь совсем ничего не знаю!»)
Воспитатель: Ну что ребята, сможем мы помочь зайке? Ой, я слышу музыку. Ребята, о чем поется в этой песне? Что такое Родина?
Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, край, район, село)
Да, мы с вами живём в Ставропольском крае, для нас он родной.
2. Путешествие по родному краю
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего края. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей)
Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").Дети, а что это за листья?
В какое время года падают листья?
- Значит, мы с вами попали в осенний лес.
3. Сейчас мы поиграем в игру. Я вам буду говорить слова, а вы передавая осенний листочек будете мне отвечаете на вопросы: какой, какая, какие со словом «осеннее» и со словами противоположностями
- Небо какое? -пасмурное-ясное
- Ветер какой? слабый-сильный
- Солнце какое?
- Цветок какой?
- Погода какая(-осеннее -осенний -осеннее - осенний -осенняя)
- А что еще бывает осенью?Дети отвечают на вопросы
4. Пройдем дальше по тропинке. Схема ТРИЗ (осень)
составление рассказа по схеме
В-ль: - Сколько всего осенних месяцев? (Три)
Давайте их назовем (дети называют осенние месяцы)
Какие этапы осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя)
Воспитатель: А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
5. Воспитатель: Наш волшебный лес приготовил вам осенние загадки. Помогайте друг другу их отгадывать (Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями).
Пришла без красок и без кисти,
Но перекрасила все листья. (осень)
Льет на поле, лес на луг
Город, дом и все вокруг.
Облаков и туч он вождь
Ты же знаешь, это (дождь)
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные.. (Берёзки).
Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины
-чтение стихотворения:(Катя)
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
6. Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.
7. Воспитатель: Игра «Подбери действие».(с мячом)
Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
Ветер - дует.
Трава - вянет.
Созревают (овощи, фрукты) .
8. Воспитатель: продолжим наше путешествие? Пойдемте дальше по тропинке, посмотрите -здесь корзинка, это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано.
На смену лету пришла. (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает. (из—за туч). Деревья надели. (разноцветный наряд).. (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам). Птицы собираются в стаи. (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму).
Рефлексия: Ребята, посмотрите-под деревом сидит наш Зайка, давайте мы ему расскажем то, что узнали о нашем крае! Что больше вам понравилось в путешествии?
P.S. Ветер листики считал.
Вот кленовый, (Загибание пальцев по одному на обеих руках)
Вот дубовый,Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой и последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку плавно опустить руки на стол ладонями
Вниз.