Кристина Мурзич
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в страну сказок»
Цель: Развивать диалогическую и связную речь детей, интонационную выразительность, образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений. Учить подбирать к словам антонимы, синонимы, обогащать словарь эпитетами, сравнениями, фразеологизмами. Формировать культуру речи. Закреплять знание русских народных сказок. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам, к устному народному творчеству, умение сопереживать героям.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Словарная работа: Обогащать речь детей эпитетами, сравнениями: развесистые ели, заснеженные дубы, сказочная, мудрая страна, глаза горят как угли, дыбом волосы стоят и т. д. Активизировать в речи детей слова-определения (лиса – рыжая, хитрая, плутовка; волк - злой, серый, зубастый, глупый, уменьшительно-ласкательные слова (бабулечка-Ягулечка, бабусенька- Ягусенька). Учить подбирать слова-антонимы (день-ночь, утро-вечер, слова-синонимы по цвету (красный -алый, оранжевый -морковный, апельсиновый, желтый – лимонный и т. д.)
Индивидуальная работа: Подготовить детей для инсцениковки отрывков из сказок. Поупражнять детей в интонационной выразительности. С подгруппой детей закрепить слова-антонимы.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, беседы по ним. Инсценировки, драматизации по русским народным сказкам. Обыгрывание сказок в настольном, пальчиковом, кукольном театрах. Лексические и грамматические упражнения на интонационную выразительность речи.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (ответы) Хотите совершить путешествие в страну сказок? (ответы) Тогда закройте глаза и повторяйте за мной:
«Здравствуй мудрая страна.
Что отсюда не видна
Явись ниоткуда
Пусть свершится чудо
Встань на пути
Нас к себе впусти!»
(в это время надеваю шапочки героев сказок на детей, звучит музыка)
- Открывайте глаза, ребята. Посмотрите вокруг. Стоят развесистые ели, заснеженные дубы. Как вы думаете, куда мы с вами попали? (ответы)
- Посмотрите, я вижу сказочных зверей : лисичку, зайчика, лягушку, мышку. А вот нас встречает сказочный Лесовичок.
Лесовичок:
«Я сказочного леса – хранитель
И тайн лесных покровитель
Лесные сказки я люблю
Их сейчас вам подарю.»
- Ребята, вот вам моё задание (подает открытку с заданием воспитателю)
Воспитатель: Спасибо, лесовичок, что привел нас в лесную сказку. Ребята и сказочные зверята! посмотрите, что это висит на дереве?как вы думаете? (ответы детей)
-Правильно, мы попали в русскую народную сказку «Хвосты». Сейчас я прочитаю задание лесовичка, а вы угадайте, о ком я скажу: зачитываю задания лесовичка:
- «Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой вертит хвостом, любуется» - о ком это (ответы детей - о лисе)
- «Хвост длинный как палка, с метелкой на конце. По бокам бьет – мух, слепней отгоняет» - о ком это (ответы детей - о корове)
- «Хвост гладкий как веревочка. Завила его колечком – какой красивый показался, лучше всех» - о ком это как вы думаете? (о свинье)
- «Нашел какой-то лоскутик кожи, обросший шерстью, и взял себе как хвост,- хорошо что черный» - о ком это? (о медведе)
- Молодцы, ребята, правильно отвечали.
- Посмотрите, стоит теремок и звери возле него. Давайте посмотрим и послушаем о чем они говорят.
Инсценировка отрывка из сказки :
Воспитатель: - Стоит в поле теремок. Он ни низок, ни высок. Бежит мимо лисичка. Остановилась и спрашивает:
Лиса: - Терем – теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: - Я мышка –норушка.
Лягушка: - Я лягушка – квакушка.
Заяц: - Я зайчик - побегайчик.
Все: - А ты кто?
Лиса: - А я лисичка- сестричка. Пустите меня.
Все: - Заходи! В теремочке вчетвером очень весело живем
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, как называется эта сказка? (ответы)
- Какие герои живут ещё в этой русской народной сказке? (ответы детей)
- Давайте, ребята, попробуем слова из сказки «Терем- теремок, кто в тереме живет» сказать голосом волка (имитация грубого голоса волка) А теперь голосом мышки (имитация) Голосом медведя… А как говорила эти слова лягушка…
- Молодцы! Дети, идемте дальше. Посмотрите мы пришли на сказочную поляну. Давайте сядем, отдохнем, послушаем героев следующей сказки.
2 детей показывают отрывок из сказки за ширмой. Волк и лиса куклы-перчатки
Воспитатель: - Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
Диалог лисы и волка:
- Здравствуй кумушка- лиса!
- Здравствуй волк- волчок.
-Что делаешь?
- Рыбку кушаю.
- Дай мне рыбки!
- Налови сам, да ешь.
- Я не умею.
- Я тебя научу. Ступай на реку, опусти хвост в прорубь. Сиди да приговаривай: «Ловись рыбка и мала и велика» Рыбка на хвост и прицепится.
- Спасибо кумушка- лиса. Я пошел.
Воспитатель: Как называется эта сказка? (ответы)
-Правильно, эта русская народная сказка «Лисичка- сестричка и серый волк». Как вы думаете лисичка в этой сказке какая? (ответы детей) А волк в этой сказке какой? (ответы)
- Ребята, а в каких других сказках живет волк? (ответы)
- Дети, кто ещё живет в сказочном лесу, как вы думаете?
- Давайте поиграем в игру «Эхо». Может быть на наше эхо кто-нибудь откликнется.
Игра «Эхо»
(звучит музыка, появляется из избушки Баба Яга – кукла-перчатка у воспитателя на руке)
Баба Яга:- Ну чего раскричались? Разбудили меня. Чего надо?
Воспитатель:- Мы путешествуем по сказочной стране. Пришли сказочный лес посмотреть.
Б- Яга:- Ага, в гости пожаловали! Меня не боитесь?
Воспитатель: - Ребята, вы узнали кто это? (ответы)
- Давайте поздороваемся с Бабой Ягой! (здороваются)
Б- Яга:- Ну, здравствуйте. Выходите-ка на поляну, коль меня разбудили. Поиграем! Косточки надо размять.
Физкультминутка с Бабой Ягой (движения по тексту) :
«В темном лесе есть избушка- стоит задом наперед
В той избушке есть старушка- бабушка Яга зовут
Нос крючком глаза в полоску- и как угли все горят
Ух сердитая какая!- дыбом волосы стоят
Ух сердитая какая!- и поломана нога
Не простая – костяная! Вот так бабушка Яга!
Б-Яга: - Да, нечего сказать – молодцы! Играть умеете. Я сказочная бабушка только сегодня добрая, а вообще-то я противная, люблю делать всё наоборот. Ну-ка, где моя большая шишка? Я буду говорить слова, а тот кому брошу шишку должен сказать наоборот.
Игра «Наоборот»
Б-Яга: - Так, а теперь поднимите руки, кто любит всё наоборот, как я. Кто готовится стать Б-Ягой (ответы детей)
Воспитатель: - Нет уж, спасибо Б-Яга. Тебя и одной в сказочном лесу достаточно.
Воспитатель – Дети, вам нравится в стране сказок, в сказочном лесу? (ответы)
Б-Яга:- Мне тоже нравится, но только доброй долго я быть не могу – сейчас кого-нибудь съем!
Воспитатель: - Да, что ты, что ты
Бабушка Яга не сердись
Лучше ты бабусенька
Ребяткам улыбнись!
Б-Яга: - Ой, ой. Бабусенька. Меня так ласково ещё никто не называл. Мне это очень понравилось. Давайте ещё разок скажите ласково, да нежно.
Упражнение «Скажи ласково»
(дети по очереди говорят Б. Яге ласковые слова)
Воспитатель: - А мы ещё тебе подарим красивый цветок! Ведь всем известно, что от красоты добреют.
Б-Яга: - Ну-ка, ну-ка, что за цветок?
Воспитатель: - Сейчас мы с ребятами его для тебя вырастим.
Игра «Слово- цвет» на фланелеграфе
(подбор синонимов)
Б-Яга: - Да, согласна. Красивый цветок расцвел у меня на поляне. Надо и мне вам что-нибудь подарить… Вот вам - «ковер-самолет». На нем будете в сказки летать. И домой он вас быстро доставит. Ну пора пришла прощаться. До свидания, не поминайте лихом. (прячется в избушку)
Воспитатель:- Ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад.
- Лесовичок! Что ты скажешь нам на прощанье?
Лесовичок: - Пусть герои сказок дарят вам тепло
Пусть добро на свете побеждает зло!
Воспитатель: - Ребята, вставайте на ковер-самолет. Закройте глаза и повторяйте за мной:
- До свидания сказочная страна,
- Здравствуй детский сад! (снимаю с детей шапочки героев)
- Ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
- В каких русских народных сказках мы побывали? (ответы)
- Каких сказочных героев видели?
- Кто вам понравился больше всех? Почему?
-А в другие сказки вы хотели бы попасть?
- Теперь у нас есть ковер-самолет, и мы сможем слетать в другие сказки.