Ольга Варзина
Конспект по развитию речи «Деревья в осеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Деревья в осеннем лесу.
Цели: Актуализация и закрепление словаря по теме «Деревья».
Задачи:
Образовательные: -упражнять в употреблении относительных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже;
-закрепить понятие «смешанный лес»;
-развитие навыков выразительной связной речи.
Коррекционные: совершенствование процессов восприятия, через использование пиктограмм.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Публикация «Конспект по развитию речи „Деревья в осеннем лесу“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Оборудование: презентация, предметно-тематические картинки, пиктограммы, кокошники деревья, листья, наглядные пособия к дидактическим играм, мяч.
Предварительная работа: изготовление кокошников, шаблоны листьев.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Заходя в группу, дети называют деревья, при правильном этом получают пазл - «жетон». Совместное собирание пазлов «Дерево». – Что у нас получилось? (Дерево). – Где растут деревья? – составление предложений. (Полные ответы детей деревья растут в саду, в парке, в лесу, в тайге, в роще).
Подходи ко мне дружок,
И вставай скорей в кружок.
– Как называется явление, когда падают листья? (Ответ детей -Листопад).
– Педагог с детьми обыгрывает движения (шаблоны листьев, заранее приготовленные совместно с детьми).
Мы, листики осенние,
На деревьях мы висели.
Вдруг все дружно полетели
Долго-долго мы летели
Всё кружились, всё вертелись
Высоко мы все летали
И на земли мы упали (1-2 раза).
Д. игра с мячом: «С какой ветки детки?» (слайд)
-Ребята, определите, с каких деревьев опали эти листья? (игра с мячом).
Лист с березы – березовый лист;
Лист с осины – осиновый лист;
Лист с дуба – дубовый лист;
Лист с липы – липовый лист;
Лист с клена – кленовый лист;
Лист с тополя – тополиный лист;
Лист с рябины – рябиновый лист;
Лист с каштана – каштановый лист.
II Основная часть:
Дифференциация лиственных и хвойных деревьев. (слайд лиственного и хвойного леса). \
Посадка за стола: На столах предметные картинки лиственных и хвойных деревьев.
(- Девочки сядут за лиственные деревья, а мальчики за хвойные).
Актулизация знаний:
– Если на деревьях растут листья, какие это деревья? (Лиственные). – Лес, в котором растут лиственные деревья, называется….? (Лиственный лес). – А какие лиственные деревья вы знаете? (Ответы детей).
– Но есть деревья, на которых листья не растут, а что растёт за место листьев? (Иголки). – А как по-другому называются иголки? (Хвоя). – Значит это, какие деревья? (Хвойные). Лес, в котором растут хвойные деревья, называется….? (Хвойный лес).
– Назовите хвойные деревья. (Ответы детей).
– Если в лесу растут лиственные и хвойные деревья, то это смешанный лес. (слайд сказка)
Сюрпризный момент: Электронное письмо (слайд видео). К нам пришло электронное письмо, от кого давайте посмотрим. (Просмотр видео ролика про ёжика). Ребята, когда я шла к вам, мне повстречался почтальон, он нёс посылку к нам в группу, от кого она не подписана, теперь мне понятно от кого пришла посылка, давайте посмотрим, что в ней. (Коробочка с веточками еловыми и сосновыми на каждого ребёнка; пиктограммы: глаз, нос, рука). Дети рассматривают ветки; анализаторами обоняния изучают вкус, запах; обследуют тактильными прикосновениями).
Д. упр-ие: «Ветка какая?» (еловая, сосновая, ароматная, колючая, шершавая, тёплая, зелёная). – Каждый ребёнок называет признак.
Многозначность слов: игла. (показ слайдов)
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год. (Ёлка)
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно. (Ежик)
Стоял кактус на окошке,
Он зловредный был немножко, -
Весь в колючках, словно ёжик.
Его так боятся в больнице дети,
Он главнейший враг на свете.
Как увидят - убегают
Или в голос зарыдают. (Укол)
В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
А называют кораблик… (Иголка)
- Что общего у этих предметов? (иголки)
- Эти иголки одинаковые или разные? (разные)
-Разные, но называются одним словом. А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются, одним словом. Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья.
Самомассаж с шишками: Игра: «Весёлый счёт»
Раз, два, три, четыре, пять! (Загибают пальчики на обеих руках)
Будем с шишкой мы играть! (Разгибают пальчики на обеих руках)
Это шишка еловая! (Положить на правую ладошку)
Это шишка сосновая! (Положить на левую ладошку)
Будем шишки катать! (Прокатывание шишки между ладонями)
Сильно, сильно сжимать (Сильно сжимаем шишку в правой руке)
Это шишка еловая! (Положить на правую ладошку)
Это шишка сосновая! (Положить на левую ладошку)
Будем шишки катать! (Прокатывание шишки между ладонями)
Сильно, сильно сжимать (Сильно сжимаем шишку в левой руке)
Д. игра: «Найди плод» (работа по карточкам, где изображены веточки различных деревьев и натуральные плоды (можно картинки). Самостоятельное нахождение плодов и распределение.
Составление словосочетаний: у кедра – кедровая шишка; у сосны – сосновая шишка; у ели – еловая шишка; у рябины – рябиновые бусы; у дуба – жёлуди; у каштана – орехи каштан; у берёзы – берёзовые серёжки; у ясеня – крылатки).
Игра: «Наоборот» (слайд)
У дуба ствол толстый, а у берёзы….
Сосна высокая, а рябина…
У берёзы ствол светлый, а у клёна…
У клёна лист большой, а у берёзы….
У сосны шишка маленькая, а у кедра….
– Чем похожи лиственные и хвойные деревья между собой? - Назови части дерева. (Корни, ствол, кора, ветки). (слайд).
Д/ игра: «Части дерева». - Молодцы, дети, вы хорошо запомнили части дерева.
Вот и время сказки пришло «Волшебные деревья». (слайд деревья). (Составление рассказа описания с элементами театрализации).
Мы наряды все покажем и для вас рассказ расскажем. Все наряды важные, как деревья разные. (Дети по выбору одевают кокошники и жилетки. Изображают лес.).
Составление рассказов – описания с элементами творческого рассказа.
Берё за: «А я – русская красавица берёзка….».
Тополь: «Я – тополь. Я высокий, стройный….».
Ель: «А я – елочка. Мой ствол темно-коричневого цвета….».
Кедр: «А я кедр могучий….».
Закрепление: Какой получился у нас сейчас лес? (Смешанный).
- Себя деревья показали и хорошо нам всё вы рассказали. Теперь наряды вы снимайте и скорее к нам вы возвращайтесь.
III. Итог занятия.
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (В осеннем лесу).
- О чем мы говорили? (О лиственных и хвойных деревьях).
- В какие игры мы играли?
Если занятие понравилось, выберите весёлого смайлика, а если не понравилось, тогда грустного.
Оценка деятельности детей на занятии:
- Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями, великолепно показали сказку «Волшебные деревья». Всем спасибо.
Поощрение: дети получают кедровые шишки.