Екатерина Ивахненко
Конспект по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: речевая
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: подготовительная
Тема: «Подводный мир»
Цели:
Образовательные: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на задуманную тему. Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях.
Публикация «Конспект по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Развивающие : Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, развивать выразительность речи; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные: Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны; воспитывать толерантное отношение к ответам детей; формировать умение работать и играть в коллективе.
Словарная работа: батискаф, ихтиологи, иллюминатор
Предварительная работа: просмотр фрагментов из подводной одиссеи команды Кусто, рассматривание картинок с изображением животных морей и океанов, беседы с детьми, где и каких животных видели, какие повадки знакомы.
Материалы и оборудование: магнитофон с записью шумов моря, картинки с морскими обитателями (серия «Мир в картинках» пособие «Морские», слайд-шоу «Подводный мир», альбомные листы по количеству детей, карандаши.
Ход деятельности
Воспитателем запускается слайд-шоу «Подводный мир» с картинками и звуками моря. На этом фоне воспитатель читает стихотворение А. Парошина «Подводный мир».
Про подводные глубины
Посмотрела я кино:
В батискафе опустились
Ихтиологи на дно.
Впереди большого ската,
Наблюдает командир:
В небольшой иллюминатор,
Виден весь подводный мир.
Словно жизнь на миг заснула
В океанской глубине.
Вот зубастая акула
С батискафом наравне.
Всюду — красные кораллы,
Очень тихо и темно.
Много нового узнала
Я из этого кино!
Воспитатель: Ребята, кто из вас любит путешествовать?
- А в каких путешествиях вы уже бывали?
- Сегодня я хочу пригласить всех вас в морское путешествие. Согласны в него отправиться?
- А что нам может помочь опустится в глубины моря и увидеть его обитателей?
- Правильно, на морское дно можно опуститься и на подводной лодке, и с помощью акваланга, и на батискафе. Но наверное лучше будет использовать батискаф – специальный подводный аппарат для исследований на больших глубинах. Он намного легче подводной лодки, проще в управлении. А наблюдать за подводным миром через иллюминатор удобнее и безопаснее, чем плавать среди рыб и акул с аквалангом. Согласны?
Показать картинку батискафа.
- Ребята, но настоящий батискаф ведь не поместится в нашей группе, что же будем делать?
- Отлично, мы с вами его представим и построим из предметов находящихся в группе.
(Строим батискаф из стульчиков, выстраивая их в полукруг, а впереди ставим стульчик со штурвалом.)
- Занимаем свои места и погружаемся в море. Можно закрыть пока глазки и представить себе картину моря.
Включается шум моря, по группе развешиваются картинки морских обитателей.
- Открываем глаза, мы опустились на достаточную глубину, чтобы наблюдать за жизнью обитателей моря. Посмотрите кого мы здесь видим?
Проводится речевая игра «Какой, какая, какие» : дети по очереди подходят к картинкам, рассматривают их, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображен на карточке, какой он. К примеру «Это кит, он самый большой обитатель моря», или «Это медуза, она прозрачная, гладкая», «Это морская звезда, она очень похожа на обычную красную звезду»
- Молодцы, всех о ком мы с вами раньше говорили вы вспомнили и узнали. Но я думаю, что мы их можем еще и показать?
Проводится физкультминутка «Море волнуется раз». Проиграть 2 раза.
- Ребята, а вы знаете, что раньше настоящие путешественники всегда вели путевые заметки, в которых описывали все, что встречалось им в пути. В настоящее время интересное и памятное люди чаще просто фотографируют или снимают на камеру. Позже, рассматривая фотографии, вспоминают свое путешествие, рассказывают о нем своим друзьям. А как мы с вами можем поделиться нашими впечатлениями от моря, ведь писать мы пока еще не умеем, да и фотоаппарат с собой не взяли?
- Конечно, мы можем зарисовать увиденное и потом рассказать. А наш рисунок поможет ничего не забыть и не упустить. Все можно рисовать просто, не вырисовывая точное очертание и детали, лишь бы вам было понятно, о чем хотите рассказать. Н что ж, путешественники, покидаем наш батискаф и приступаем к нашим заметкам. Пароль на выход с батискафа «Цепочка морских слов». По очереди называем слово морской тематики – берем свой стульчик и идем к столу составлять свой рассказ о морском путешествии.
- Что мы можем передать в своем рассказе? Где мы были? На чем опускались? Кого видели в море? Какие они, морские обитатели? что нам больше всего там понравилось?
- Ваш рассказ может быть примерно таким: «Сегодня мы путешествовали по морю и опускались на его дно в батискафе. Там мы встретили морских обитателей: медузу, осьминога, морскую звезду и других. Видели как растут кораллы, плавают стайками рыбки. Больше всего мне понравились морской еж и рыба дракон. Морской еж своими колючками очень похож на свернувшегося ежика, только он красного цвета и с большими колючками.»
Пока дети схематично рисуют рассказ, напомнить им значение слов батискаф, иллюминатор, ихтиолог.
- Мы были в море, а затем вернулись куда…. (на сушу). В роли суши у нас сейчас будет ковер.
Садимся на ковер
- Наше морское путешествие закончилось, но оставило у нас много хороших впечатлений. А что мы можем с ними сделать?
- Правильно, мы можем этими впечатлениями поделиться. Кто первый? Бери свои заметки выходи и поведай нам о своем путешествии, а мы будем слушать и представлять.
- Кто еще хочет нам рассказать?
Рассказы 4-5 детей.
- Кто не успел рассказать нам о путешествии, возьмите свои заметки домой и поделитесь впечатлениями с родными.
*Если остается время
- Мы с вами поговорили о морских обитателях, также знаем и тех рыб, которые водятся в наших реках и озерах. И я хочу предложить вам отгадать, лишнюю рыбку, которая заплыла не в свой водоем.
1. Краб, осьминог, налим, медуза – кто здесь будет лишний?
2. Селедка, окунь, щука, плотва. – а здесь кого быть не должно?