Екатерина Карасева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи :
«Звуковая культура речи : звуки «З» и «Зь».
Программное содержание:
• Освоение действия интонационного выделения звука в слове.
• Дифференциация твердых и мягких согласных звуков
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: „Звуковая культура речи: звуки „З“ и „Зь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
• Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал:
• Два комарика (большой -маленький)
• Фишки для обозначения твердых и мягких звуков (круги синие-зеленые)
• Карточки с изображением предметов со звуком «з» в названии, по количеству детей
• Поле для фишек по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми проходят в группу, на полянку (ковер украшенный цветами).
-Ребята, вот мы с вами очутились на чудесной лесной полянке. Как много разных звуков живет здесь : «ш-ш-ш»- шумит ветер, «ж-ж-ж»- жужжат жучки, «р-р-р» рычат разные животные.
-Ой, смотрите кто же это?
Вдруг откуда – то летит,
Наш дружок комарик,
Очень весело пищит,
Ну а с ним товарищ.
Воспитатель достает две игрушки: комар большой и маленький.
-Посмотрите какие комарики к нам прилетели, а чем ребята они отличаются, один комар большой, а второй маленький комарик.
-Послушайте какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з», его песня громкая, твердая.
-А маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».
-Давайте с вами споем песенку большого комара, а теперь маленького. Похожи их песни? А чем отличаются?
-Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.
-Давайте еще раз споем песенки комариков.
Воспитатель обращает внимание на артикуляцию.
- Что делают губы когда поет твердый звук «з» : улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них. Теперь произносим мягкий звук «зь» : то делают губы? Тоже улыбаются, только больше напрягаются, и язычок за нижними зубами и тоже больше напрягается.
Воспитатель показывает большого комара- поют звук «з», показывает маленького комара-поют звук «зь»
Дидактическая игра «Прятки со звуком»
-А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Прятки со звуком». Звуки «З» и «зь» спрятались в словах, я вам буду их называть, а вы если услышите звук «зь», должны хлопнуть в ладоши; а если услышите звук «з»- топните ногой.
Слова: зонт, бант, зуб, дуб, завод, заноза, вопрос, вокзал, замена, зелень, смелость, земля, лиса, зяблик, зима, зернышко, колобок, земляничка.
-Молодцы, какие вы внимательные. Посмотрите, а что это у нас лежит на столах. Давайте пройдем за стол и посмотрим.
На столах у детей разложены карточки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук «з» или «зь».
Дидактическая игра «Домик для звуков».
- Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов. Комарики перепутали эти предметы и не знают в каком домике живут. Поможем им? У нас есть два домика (нарисованы на доске, те предметы в названии которых есть звук «з» живут в домике большого комара, а в названии которых есть звук «зь», в домике маленького комара. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести его в нужный домик.
Слова: «з» -зонт, замок, забор, ваза, рюкзак, поезд, грузовик, кукуруза, таз, знак.
«зь»- корзина, зеркало, зернышко, зефир, газета, мазь, резинка.
-Молодцы, вы отлично справились и все предметы оказались на своих местах.
-Ребят, к нашим комарикам приехали друзья. Давайте мы послушаем загадки и отгадаем, кто это!
Отгадывание загадок «Зоопарк»
В зоопарке, в синей клетке
Ловко прыгает по сетке,
Корчит рожи, ест бананы
Кто? Конечно (Обезъяна)
У этой лошадки
Одёжка в полоску.
Похожа одёжка её
На матроску. (Зебра)
Бородат, гриваст, вынослив,
Иву вмиг согну в дугу.
И рогами пень подбросить
Выше дерева смогу. (Зубр)
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы (Заяц)
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея)
-Скажите, а где могут жить все эти животные?в Зоопарке. А в слове зоопарк, есть звук «з»? Он твердый или мягкий?
- И я вам ребята предлагаю поиграть в игру «Зоопарк». Выходите из-за столов.
Физминутка «Зоопарк»
Мы шагаем в зоопарк,
Побывать там каждый рад! (Ходьба)
Это - лев.
Он царь зверей,
В мире нет его сильней.
Он шагает очень важно,
Он красивый и отважный.
(Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой, Шаг выполняют грациозно, с легким подъемом ноги на носок и небольшим разворотом туловища. Руки находятся на поясе)
А смешные обезьяны
Раскачали так лианы,
( Исходное положение: стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания)
Что пружинят вниз и вверх
И взлетают выше всех!
(Прыжки с хлопками над головой)
Лапку к лапке приставляя,
Друг за другом поспевая,
Шли пингвины дружно в ряд,
Словно маленький отряд.
(Дети двигаются мелким семенящим шагом на прямых ненапряженных ногах. При этом пятку приставляют к пятке; носки разведены в стороны, руки опущены и прижаты к туловищу, корпус слегка раскачивается вправо-влево)
Кенгуру так быстро скачет,
Словно мой любимый мячик.
(Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять легкие прыжковые движения вправо-влево, вперед-назад)
Мишка головой мотает,
К себе в гости приглашает,
Он вразвалочку идет,
Танцевать с собой зовет.
(Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Руки, согнутые в локтях, нужно поднять до уровня плеч. Приподнимая то правую, то левую ногу, дети раскачиваются)
Вот змея, она пугает
(Волнообразные движения правой рукой)
И к себе не подпускает.
По земле ползет она,
Извивается слегка.
(Волнообразные движения туловищем)
Зебра бегает, резвится,
Хочет с нами подружиться.
(Выполняют движения легкого бега с высоким подъемом ног)
Вот и вечер наступает,
Зоопарк наш засыпает,
Засыпает до утра,
Нам уже домой пора.
(Ходьба)
- Вот и нашим друзьям пора возвращаться домой, давайте с ними попрощаемся.
-А ведь у нас в группе тоже есть животные, давайте для них мы из крупного конструктора построим зоопарк?
Дети приступают к совместному конструированию «Зоопарк»