Ирина Булатова
Конспект занятия по познавательному развитию «Знакомство детей с элементами физики»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала: предлагаемый мною конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования, будет полезен воспитателям в работе с детьми старшего возраста по данной теме.
Цель: углубление знаний детей через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
-расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществами и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Знакомство детей с элементами физики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Физика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
-формировать наблюдательность и любознательность в области «Познание»;
-развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно-следственные связи.
Обогащение словаря: исследователи, жидкие, твердые, сыпучие, газообразные вещества.
Оборудование: предметы из различных материалов, полиэтиленовый пакет, закрытая банка с чесноком, соль, прозрачный стакан, модели.
Предварительная работа: наблюдение во время прогулок за физическими явлениями, чтение энциклопедий для любознательных «Почемучка», «Обо всем», заучивание стихов.
Содержание организованной деятельности детей
- Ребята, нас окружает множество предметов, которые сделаны из различных материалов. Какие вы знаете материалы? (глина, песок, дерево, камень, ткань и т. д.)
- Каждый из этих материалов имеет цвет, вес, проникаемость - то есть обладают разными свойствами. Давайте с вами поищем твердые предметы вокруг и у себя (кости, зубы, ногти, пуговицы, пряжки, стол, стул, пол, стакан и т. д.)
- Почему они твердые? Что находится внутри стола? (ответы детей)
- Хотите, я открою вам секрет?
- Внутри каждого предмета живут маленькие человечки, (схематично рисую человечков) - вот такие – видите, как они крепко держатся за руки. Так же крепко, когда мы играем в игру «Али - Баба» (дети берутся крепко за руки, воспитатель показывает, что между ними не пройти).
Физкультминутка:
До чего же фиксики
Дети ставят руки домиком над головой
Маленького роста!
Дети приседают, руки на колени
Нам их и через очки
Разглядеть непросто.
Встают, изображают пальцами рук очки,
смотрят друг на друга
Они такая мелочь,
Что их почти что нет
Разводят руки в стороны,
пожимают плечами
А кто такие фиксики
Большой, большой секрет
Прикладывают указательный палец к губам.
- А теперь скажите, что может быть жидким? (вода, чай, сок и т. д.)
- В жидкости тоже живут человечки.
Как же они держат свои ручки, чтобы сквозь воду могли пройти твердые предметы? (рассуждения детей)
- Все правильно они держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями.
И когда мы плаваем, то раздвигаем их своими руками (вместе с детьми схематично прорисовываем человечков).
- А что может делать вода? (течь, разливаться, протекать, проникать и т. д.)
Эксперимент с водой: «Мы весело играем, мы воду наливаем, затем мы поливаем цветочки под окном. А после доливаем, сливаем, разливаем и в лейки наливаем и весело живем».
(дети выполняют задания, закрепляя предлоги к слову - лить)
- Ребята, но вокруг нас есть дым, пар. Скажите, а он какой? Жидкий? Твердый? (ответы детей). Правильно он газообразный (включить чайник, чтобы пошел пар). Как же лучше доказать, что там тоже живут человечки?
Эксперимент с воздухом: прошу детей надуть полиэтиленовый пакет, делаю в нем дырочки; открываю флакончик с духами; баночку с чесноком. Что вы почувствовали? (дуновение, запах)
- Наши человечки выскочили из емкостей, разбежались. Как же мы их нарисуем?
- Правильно – отдельно, потому что они все время куда-то бегут, торопятся (схематично рисуем разбежавшихся человечков).
А мы не будем никуда торопиться. Посмотрите у меня есть карта нашей группы, но на ней какие то крестики – это человечки хотят с нами поиграть и спрятали в этих местах загадки (дети ищут загадки - ориентировка в пространстве).
1. Как можно перенести воду в решете? (превратить в лед - заморозить)
2. Чем раньше была яблоня? (семечком)
3. Ребята пошли летом в лес. Начался ливень. Дети заторопились домой. Стали спорить по какой дороге идти: по короткой, но глинистой или по длинной, но песчаной. Все выбрали длинную, песчаную. А Сережа пошел по короткой, но глинистой. Дети пришли, переоделись в сухую одежду и лишь тогда пришел мокрый, грязный и сердитый Сережа. Почему он так долго шел, ведь он пошел по короткой дороге? (рассуждения детей)
4. Девочка уронила кольцо в чашку с кофе, но она вытащила кольцо, не замочив не один палец? Как? (чашка была с сухим кофе)
-Трудные оказались загадки, но вы справились с ними, молодцы!
И теперь без труда скажите мне, а какая же тогда крупа? (ответы дет
ей)
Да она сыплется, значит, она сыпучая? А песок какой? Соль? Камешки? (сыплю крупу в кастрюлю). Все эти вещества какие? (ответы детей - сыпучие).
- Назовите предметы, у которых есть это качество (любые твердые предметы).
- Правильно это могут быть и мелкие, например, камешки, которые вы кидаете, а могут быть и крупные камни, которые ссыпает самосвал.
- А если в песок добавить воду, что произойдет тогда? (наблюдаем – осядет на дно)
- А если в крупу? (размокнет крупа).
Проделываем опыт с солью: дети насыпают ложку соли в стакан с водой, размешивают. Что произошло, куда же делась соль? (ответы детей)
- А куда же делись наши человечки? (растворились). А какая же стала на вкус вода? (дети обмениваются своими ощущениями). Вот видите, оказывается наши человечки тоже иногда бывают недружные, и хотя они и твердые, а в воде растворяются или размокают.
Коль зимою прыгнуть с вышки,
То набьешь, конечно, шишки.
Знать, тверда была вода.
Ты ответишь без труда.
Ну, а если прыгнуть в воду
В очень теплую погоду,
Будешь мокрый ты до нитки,
Летом лед бывает жидким.
Вот такая чехарда: то здесь лед, а то вода.
В конце подводим итог нашей деятельности, еще раз рассматриваем с детьми модельки схематично изображенных человечков, планируем, что будем исследовать дальше.