Светлана Разводова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с доктором Бодрячком»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Прививать детям любовь к родной земле, уважение к труду земледельцев;
учить классифицировать овощи по цвету, форме, месту произрастания (на земле, под землей); развивать образное и логическое мышление, навык поиска нестандартных решений; развивать мелкую моторику.
Учить связанному пересказу; распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения; тренировать в словообразовании существительных как путем сложения слов, так и используя существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить разгадывать загадки.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Знакомство с доктором Бодрячком“» размещена в разделах
Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь слабому.
Оборудование. Куклы — доктор Бодрячок и зайчонок. Картинки-обводки из серии «Овощи». Блюдце с сырыми и вареными овощами (нарезаются кусочками); Аудиокассета со спокойной музыкой.
Ход занятия
Воспитатель. Дорогие ребята! Сейчас я вам загадаю загадку. Кто догадается, пока-жите ответ.
Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится.
Дети улыбаются, так как отгадка — улыбка.
Воспитатель. А вот еще загадки, попробуйте и их отгадать:
По таинственным законам,
Непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленый,
Рядом красный помидор,
Баклажаны синие
Рядом с желтой дынею,
А земля черным-черна,
А земля для всех одна.
Что это?
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы!
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять.
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно! Ваши отгадки — это слова «доктор» и «овощи». Придумайте предложение с этими словами.
Дети. Доктор любит овощи.
Воспитатель. Попробуйте, ребята, все по очереди добавить к этому предложению по одному слову, повторяя целиком все предыдущие. Вставлять слова можно и в начало, и в середину, и в конец предложения. Главное, чтобы не потерялся его смысл.
Дети. Доктор очень любит овощи.
Добрый доктор очень любит овощи.
Добрый доктор очень любит свежие овощи.
Веселый добрый доктор очень любит и ест тертые свежие овощи.
Веселый добрый доктор Бодрячок очень любит и ест тертые свежие овощи.
Воспитатель. А кто из вас сможет сразу придумать такое же большое и красивое предложение, в котором будет ваше имя и слово «фрукты»?
Ответы детей.
Появляется кукла доктор Бодрячок.
Доктор. Здравствуйте, дорогие ребята! Услышал я, про меня заговорили. Вот я и пришел. Будьте здоровы! А все ли вы сейчас здоровы? Ну-ка, откройте ротики, вы-суньте язычки, скажите: «А-а-а». Молодцы! Не забывайте, чтобы не болеть, надо есть пищу, богатую витаминами. Вита — значит жизнь. В чем больше всего витаминов?
Ответы детей.
Доктор. Правильно в овощах, фруктах, поливитаминах-горошинах.
Если вы хотите вырасти высокими и видеть, как орлы, употребляйте в пищу витамин «А». Вы найдете его в моркови, помидорах, тыкве, салате, луке.
Румяные щечки, хороший аппетит будут у тех ребят, которые дружат с витамином «С». Много его в капусте, зеленом лучке, редьке, редисе, помидорах и картошке. Эти овощи помогут вам бороться с теткой Простудой. А еще.
Появляется зайчонок, плачет.
Зайчонок. Ой, ой, ой! Что-то я заболел — ушки болят, глазки плохо видят, аппетит где-то потерялся. Хотел с дружочком побегать, попрыгать. Так он меня обогнал. Совсем я слаб. Что делать? Что делать?
Доктор. Не плачь, заинька. Здравствуй, будь здоров! Мы тебе обязательно поможем. Что вы, ребятки, ему посоветуете?
Ответы детей.
Доктор. Слышал сколько тебе советов дали ребята. Надо много гулять, есть побольше овощей, фруктов, в которых много витаминов, и тогда ты станешь сильным, ловким, смелым и здоровым.
Зайчонок. Вот уж нет! Не хочу я ваших витаминов, ешьте их сами!
Доктор. Ну что ж, тогда ты скоро совсем видеть и слышать перестанешь.
Зайчонок. Как это?
Доктор. А вот так. Отвернись на минуточку, (тихо) Ребята, спрячьтесь под столиками и сидите молча. Надо показать заиньке, что с ним может случиться беда.
Дети прячутся.
Зайчонок (поворачивается). Ой, я ребят уже не вижу и ничего не слышу. Согласен, согласен есть овощи и фрукты!
Доктор угощает зайчонка морковкой. Ребята садятся, хлопают заиньке, радуются за него.
Зайчонок. Спасибо, доктор! Очень вкусная морковка. А ребят вы можете угостить?
Доктор. Попробуйте вы, ребята, и ты, зайчонок, отгадать, какой это овощ да еще сырой он или вареный. Что это? Какой на вкус? Что из него можно приготовить?
Каждому ребенку дают попробовать вареную или сырую морковь, вареный карто-фель, помидор, свежий или соленый огурец и т. д. Ребенок должен по вкусу отгадать и описать овощ. Один ребенок рассказывает, остальные дети добавляют.
Зайчонок. А морковка — это овощ?
Дети. Да.
Зайчонок. Где они растут, эти овощи, то ли в саду, то ли в огороде?. А, вспомнил. Я их как-то видел и стишок про овощи сочинил. Вот он:
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Воспитатель. Вот это овощи! Такие овощи бывают только в сказках. Интересно, как выглядит редисвекла, моркофель и репуста? Какой ты, зайчик, выдумщик! Давайте и мы придумаем необычные полезные овощи.
Воспитатель. Возьмем две-три картинки-обводки разных овощей, наложим их друг на друга бочками, обведем общий контур (не забудьте, у овощей есть корешок и ботва, раскрасим как захотим.
Дети выполняют задание. Изобретают и рисуют новый необычный овощ.
Воспитатель. А теперь попробуем придумать для него название. Разделите два слова названия овощей на части, затем одну из частей одного слова соедините с любой частью другого.
Как называются ваши чудо-овощи?
Дети. У меня тыкрошек (тыква, горошек).
У меня ремидор (репа, помидор).
У меня карморук (картофель, морковь, укроп). (И т. д.)
Воспитатель. Чем полезны такие овощи?
Ответы детей.
Доктор Бодрячок и зайчонок хвалят детей за выдумку.
Доктор Бодрячок. Ха-ха-ха-ха-ха! Давненько я так не смеялся: тыкрошки, ремидорчики, карморучки — вот это овощи! Пять минут смеха продлевают жизнь человека на полгода. Давайте, ребята, вместе посмеемся. Ну и огород!
Зайчонок. Ха-ха-ха! Так где же все-таки растут настоящие, а не волшебные овощи?
Дети. Овощи растут в огороде.
Зайчонок. Дайте мне еще морковку, я ее посажу, и вырастет целое морковное дерево. Дайте мне помидор, я его посажу, и вырастет большой-большой помидорище, как арбуз.
Воспитатель. Постой, постой! Так овощи не сажают.
Зайчонок. А из чего же они растут?
Дети. Овощи вырастают из маленьких семян.
Воспитатель. Ребята! Попробуйте представить себя семенами какого-нибудь овоща и показать, как они вырастают.
Дети выходят на свободное место, приседают.
Этюд «Семена растут»
Воспитатель включает спокойную музыку.
Воспитатель. Весна. Солнышко пригревает землю теплыми лучами. Мелкий дождик напитал ее своими дождинками. Пустили семена корешки, протянули вверх зеленые ладошки. Стоят, легкий ветерок их покачивает. Тепло, хорошо! Но рядом появились неприятные соседи — сорняки. Они стали теснить, колоть, затенять вам солнышко. Кто поможет, спасет? Вот они, наши друзья — трудолюбивые мальчики-пальчики. Росточки освободили, землю вокруг подрыхлили, удобрили, вас пожалели, погладили.
Вот и лето пришло. Росла, росла рассада и выросла большая, зеленая с толстыми сочными листьями. Поползла по листочку божья коровка, пощекотала его своими крохотными лапками, раз — и улетела. Прислушайтесь, кто это жужжит то справа, то слева? Это пчела. Бояться не надо, пчелки растения опыляют, нектар из цветков собирают.
Осень наступила. На огороде появились тяжелые замечательные плоды, выросли большие корнеплоды. Все такое сочное, вот-вот расколется, и брызнет сок. Кладите меня скорее в корзину, я созрел! Кем ты вырос?
Дети. Я вырос огурцом; помидором; кабачком; капустой.
Воспитатель. Что ты чувствовал, пока вырастал, чего боялся, а что нравилось?
Ответы детей.
Зайчонок. А я сразу отгадал, кто кем стал. Я тоже посажу семена, и у меня вырастут замечательные, полезные овощи. У вас они вырастают большими, а у меня будут ма-ленькие, потому что я тоже маленький. Вы научите меня, пожалуйста, как называть овощи-малышки.
Воспитатель. Согласны помочь зайчишке? Тогда давайте сделаем корзиночки, в ко-торые будем собирать овощи.
Вставайте, ребята, в кружок. Я буду называть какой-нибудь овощ и бросать одному из вас мячик, а вы ловите его в свою «корзиночку».
Бросайте мячик в мою «корзиночку» и называйте этот овощ так, как будто он стал в вашей «корзиночке» маленьким.
Воспитатель. Помидор.
Дети. Помидорчик.
Воспитатель. Огурец.
Дети. Огурчик.
Слышится голос мамы-зайчихи, но ее не видно: «Зайчонок, сыночек, беги домой, пора обедать».
Зайчонок. Бегу, мамочка! У нас сегодня на обед — гороховый суп, на второе салат из капусты, а на третье — морковный сок. Все съем, надо поскорее расти, сил набираться. До свидания, ребята! До свидания, доктор Бодрячок!
Доктор. До свидания, зайчонок. Будь здоров!
И я с вами тоже прощаюсь, пора на работу возвращаться. Будьте здоровы!
Дети. До свидания, доктор Бодрячок!