Галина Афанасьева
«Путешествие в осенний лес». Конспект НОД по познавательному развитию («Мир природы») в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Конспект НОД «Мир природы»
Тема: «Путешествие в осенний лес» старшая группа.
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к животному миру Краснодарского края. Воспитывать любовь к своей малой родине. Формировать доброжелательное отношение к объектам живой природы.
Программное содержание.
Публикация «„Путешествие в осенний лес“, Конспект НОД по познавательному развитию („Мир природы“) в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
• Уточнить и дополнить знания детей об осенних изменениях в природе.
• Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.
• Воспитывать у детей интерес к жизни животных в осенний период.
• Расширять кругозор детей.
• Развивать мелкую и крупную моторику
Словарная работа.
• Ввести в активный словарь детей слова: трухлявые, хворост, линька, шёрстка, трудолюбивая, хатка и др.
Оборудование.
Мультимедийное оборудование.
• Подбор материала – презентация по данной теме,
• Музыкальное сопровождение.
• игрушка Каркуша.
Предварительная работа.
• беседы с детьми,
• рассматривание иллюстраций,
• отгадывание загадок,
• наблюдения в природе.
Ход НОД
Воспитатель детям: Ребята, нам сегодня пришло письмо, и принесла его ворона Каркуша. Сейчас мы узнаем, а что же там написано? А в письме лесные зайчата просят у нас помощи, они не знают какую шубку им нужно сейчас носить? Хотите помочь зайчатам? Как вы думаете, чем мы может им помочь? (Ответы детей.) А я предлагаю отправиться нам в путешествие в лес. И глядя на изображение леса, рассказать какое время года наступило в лесу. Путешествие будет необычным…
Скажем волшебные слова: «Вокруг себя покружись, повертись и в лесу ты окажись».
Загадывает детям загадку:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима. (Осень).
Начало показа презентации.
И как вы это узнали? А что такое лес, и кто там живёт? (ответы детей)
Правильно дети лес, это дом для многих растений, животных, насекомых и птиц, которые обитают у нас на Кубани. Так что же происходит сейчас у всех у них в осеннем лесу мы и поговорим об этом. А точнее, как живая природа : животные и птицы, насекомые и растения готовятся к зимним холодам. (слайд)
– Ребята, почему то уже не летают бабочки, жуки, божьих коровок не видно, комары не звенят над головой? Почему их не видно? (Ответы детей.)
Дети рассказывают, а воспитатель дополняет. (Холодно (слайд).
– Куда прячутся от холодов жуки? (Под кору деревьев, под опавшие листья, в щели домов.)
Муравьи (слайд).
– Что делают муравьи? (Муравьи осенью сбиваются в плотный клубок глубоко в земле. Так глубоко где земля не замерзает.)
– Бабочки превратились в куколок, как в колыбельках будут спать до тёплой весны.
– Ребята, в тёплое время, на дорожке можно было увидеть ящериц и лягушек. Куда прячутся ящерицы и змеи? (Ящерицы и змеи заползают под корни старых деревьев или трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.
– А лягушки? (Лягушки зарываются в тину на дне водоёмов.)
– Куда деваться птицам, если нет насекомых? (Чтобы не умереть с голода, основная часть птиц, улетает в теплые края, где тепло и много корма. А те птички, которые остались, летят поближе к жилью людей, и мы должны помочь пережить им тяжелое время.) (слайд).
- А кто из вас знает, как мы можем помочь птицам? (ответы детей) Дети рассказывают, а воспитатель дополняет.
- А кто из вас знает, как дикие животные готовятся зиме? И почему мы называем их дикими? (слайд).
– Что делает осенью ёжик? (Ёжик еле-еле передвигается, куда делась его быстрота и ловкость, он засыпает на ходу. Он уже приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо это старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков, ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.) (слайд).
– Ребята, а каких вы ещё знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку? (Медведь, барсук, бурундук) А еще в спячку впадает барсук, осенью он тоже наедает много жира, и укладывается в теплую нору (слайд).
– Ребята, оказывается осенью надо по лесу ходить осторожно, тихо, Почему? (Дети называют правила поведения в лесу.) (Чтобы не разбудить уже заснувших животных.)
– А где зимует медведь? Как называется его жилище? (В берлоге)
– Давайте посмотрим на Слайды медведи в осеннем лесу.
• Какое время года в лесу?
• Что делают медведи?
– Медведь готовится к зиме с лета, он много ест и запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосен и елей полосы коры и перемешивает их со мхом. Роет глубокую яму. Устилает травой, листьями, ветками высокую постель. А ёлочки и деревца, что по краям ямы росли, подгрызает – они накланяются и получается крыша, как шатёр. Надумает медведь спать укладывается, свернётся калачиком и уснёт с медвежатами до весны.
– Ребята, посмотрите на картину. (Выставляется другой слайд)
– Чем занимаются белочки в осенние дни?
– Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи – всё зимой пригодится. В лесу у неё есть жилье. Как называется жилище белки? (ответы детей) Правильно, а в дупле есть кладовочки. В таких кладовых много запасов, на всю зиму хватит. А кроме кладовой в дупле ещё есть место для сна. Очень трудолюбивые и запасливые белочки. (слайд)
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика «Осень» (Автор Н. Нищева)
Ветер по лесу летал, (плавные волнообразные движения скрещенными
Ветер листики считал: ладонями)
Вот дубовый (Дети загибают по одному пальцу на обеих руках
Вот кленовый, на каждое прилагательное)
Вот рябиновый, резной,
Вот с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер сбросил на тропинку. (Спокойно опускают руки)
Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Какие это животные? (Лиса, заяц, волк, лось, кабан, олень.) У них происходит линька, это смена летней шёрстки на зимнюю. (слайд).
– Всем этим животным щедрая осень раздаривает тёплые пушистые красивые шубки. В таких теплых шубах, с подшерстком внутри можно пережить морозы. Лисичка меняет свой серовато - рыжий наряд на рыжую тёплую шубку. Очень любит переодеваться заяц. Какого цвета шубку? (Из серой в белую) Почему? (слайд).
– Правильно, у зайцев слишком много врагов, а на белом снегу его зимой не заметят. Так что же мы ответим зайцам? Пришло время менять им шубку или нет? А чем питаются зайцы зимой? А еще есть такое выражение - зайца ноги спасают. Что это значит? (ответы детей)
– Ребята, теперь повторим, то о том, как же животные готовятся к зиме:
1. Уходят в спячку.
2. Делают запасы.
Могут себя прокормить. (У них густая и тёплая шубка, и они не боятся морозов. А какие жилища умеют устраивать себе животные к зиме? (дети называют) Правильно ребята - норы роют зайцы, лисы, барсуки, логово - волк, ну а хозяин леса - медведь устраивает себе берлогу. Теперь вы знаете, как лесные жители нашего края готовятся к приходу зимы? (слайд).
Скажем волшебные слова: «Вокруг себя покружись, повертись и в группе окажись».
– Я думаю, что уже можем передать вороне Каркуше ответ для зайцев, мы расскажем о том, что еще рано менять шубку. Снег еще не выпал, и зайцам на осенней траве и листве в белой шубке будет очень трудно спрятаться от хищных животных - волка и лисы.
Каркуша благодарит детей за рассказ и ответ. Ей понравилось у детей в гостях. Прощается с детьми и улетает.
- Я думаю, что мы с вами сегодня сделали доброе дело - помогли зайчатам! И поэтому заслужили просмотр мульфильма, а называется он "Осенние заботы"
Воспитатель предлагает детям посмотреть мультфильм, об осенних заботах животных в лесу.