Марина Поталюк
Конспект занятия по познавательному развитию «Математическая кормушка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №156 «КАЛИНКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. БАРНАУЛА
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Разработчик:
Поталюк Марина Анатольевна, воспитатель
2020
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Математическая кормушка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Тема занятия по познавательному развитию в старшей группе (Формирование элементарных математических представлений) :
Цель. Продолжать формировать элементарные математические представления.
Задачи:
-познакомить детей с новым понятием «четырёхугольник»;
-показать новый способ измерения сторон путём приложения противоположных сторон;
- учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.
-закрепить числа и цифры, изученные ранее.
Предварительная работа с детьми: повторить геометрические фигуры; разучить физкультминутку «Скачет шустрая синица»; рассматривание иллюстраций зимующих птиц; интерактивная игра с диска по ФЭМП «Цифры и счёт».
Предварительная работа педагога: изготовление кормушки для птиц; изготовление картинок с изображением зимующих птиц; создание интерактивных игр; подбор демонстрационного материала
Словарная работа: противоположные стороны
Материалы и оборудование : кормушка, изображение зимующих птиц, маркер, мерная лента, интерактивная доска, компьютер.
Демонстрационный материал : геометрические фигуры: красный квадрат и синий прямоугольник; слайд с цифрой 7.
Раздаточный материал : круги и квадраты (по 7 на каждого ребёнка, двух полосные карточки; прямоугольники размером 1520 см (по 1 на каждого ребёнка); набор карточек с цифрами от 1 до 6 (на каждого ребёнка)
Индивидуальная работ: повторить счёт до 7
Список используемой литературы:
Помораева И. А. Формирование элементарных математических представлений. старшая группа : методическое пособие/ И. А. Помораева, В. А. Позина – М. : Мозаика-Синтез; Москва, 2016.
Место проведения: физкультурный зал, кабинет дополнительного образования.
Ход НОД.
Вводная часть.
Дети проходят в физкультурный зал.
Воспитатель. Дети давайте поприветствуем друг друга.
Вы будете перемещаться по физкультурному залу и слушать мой сигнал:
один хлопок – здороваемся глазками и кивком головы;
два хлопка – здороваемся за руку;
три хлопка – здороваемся носиками.
Дети перемещаются, слушают сигнал воспитателя, выполняют соответствующие сигналам действия.
Воспитатель напоминает, чтобы не забыли при этом улыбнуться.
Воспитатель. Дети, вы поприветствовали друг друга. Теперь проходите в кабинет дополнительного образования. Займите места за столами.
Дети проходят, занимают места за столами.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать историю.
Был зимний день.
Дети вышли на прогулку.
Из дома прихватили
Необычную кормушку!
На дерево повесили.
На кормушку прилетели
Снегири и свиристели.
Стали семечки клевать.
Так ребята помогают
Друзьям пернатым
Зимой не погибать.
Воспитатель. У нас тоже есть кормушка. Но почему - то на неё не прилетели птицы. И корм в ней есть. А не прилетели, потому что наша кормушка не простая, а математическая. И нам с вами нужно выполнить задания, тогда и прилетят птицы. Вы готовы выполнить задания?
Воспитатель. Давайте выполним первое задание. А называется оно «Сравни фигуры».
(На доске красный квадрат и синий прямоугольник.)
Воспитатель. Ребята, посмотрите и скажите, что это за фигуры, как они называются?
Воспитатель. Давайте сравним эти фигуры. Чем они похожи?
Воспитатель: Как можно назвать одним словом фигуры, у которых четыре угла?
Воспитатель. Мы выяснили, чем похоже фигуры. У фигур по четыре угла, и называются такие фигуры четырёхугольниками. А ещё чем - то фигуры похоже?
Воспитатель. Как мы можем проверить, что у фигур по 4 стороны?
(считают стороны, помечая маркером каждую сторону галочкой). Воспитатель. Мы с вами выяснили, чем похожи эти четырёхугольники. А чем же они различаются?
Воспитатель. А как мы можем увидеть, что одна фигура больше другой?
Воспитатель. Давайте приложим.
Воспитатель. А что мы можем сказать о длине сторон квадрата и прямоугольника? Они одинаковые?
Воспитатель. Мы видим, что у квадрата одинаковые стороны. Но мы можем ошибаться. А как мы можем проверить, равны ли стороны или нет?
Воспитатель. Мы можем измерить. Для этого мы возьмём мерную ленту, приложим к стороне и карандашом отметим её длину. Теперь по очереди приложим ко всем сторонам квадрата. Мы с вами проверили и убедились. В чём мы убедились?
Воспитатель. А у прямоугольника все стороны равны?
Воспитатель. Ребята, а как можно проверит так ли это?
Воспитатель. Можно измерить. Я вам покажу другой способ. Нужно сложить прямоугольник пополам. Смотрите, противоположные стороны совпадают. Что это означает?
Воспитатель. У вас тоже на столах лежат прямоугольники. Теперь вы проверьте, а прямоугольники ли это? Равны ли у них противоположные стороны? Соедините противоположные стороны.
(Дети складывают прямоугольник и проверяют равенство противоположных сторон)
Воспитатель. Ребята, мы с вами определили измерением, что у квадрата все стороны равны, а с помощью приложение противоположных сторон у прямоугольника проверили их равенство. Мы справились с первым задание, и к нам прилетела первая птица.
(Воспитатель на кормушку помещает картинку птицы – воробья).
Воспитатель. Какая птица к нам прилетела?
Воспитатель. Ребята, а вам интересно узнать какая следующая птица прилетит на кормушку?
Воспитатель. Тогда нам нужно выполнить следующее задание, которое называется «Найди четырёхугольники»
Интерактивная игра «Найди четырёхугольники».
Воспитатель. Ребята, посмотрите, на экране размещены разные фигуры. Нам с вами нужно заполнить вагончики фигурами, которые имеют 4 угла. Какие это фигуры, вы помните?
Воспитатель. То есть мы с вами заполним вагончики только четырёхугольниками. Давайте, первый вагончик заполню я. Выберу вот эту фигуру.
(Воспитатель выбирает фигуру, далее дети по очереди заполняют вагончики.)
Воспитатель. Вот мы с вами заполнили все вагончики. Давайте посчитаем, сколько получилось у нас четырёхугольников.
Воспитатель. Молодцы. Мы справились с ещё одним заданием, и к нам на кормушку прилетела ещё одна птица.
(Воспитатель помещает на кормушку картинку синицы).
Воспитатель. Какая птица прилетела на нашу кормушку?
Воспитатель: Я вам предлагаю немного отдохнуть и размяться. Давайте
встанем у своих стульев и вспомним физкультминутку «Скачет шустрая синица».
Физкультминутка «Скачет шустрая синица».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень (прыжки на месте на левой ноге)
Тири-тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень (прыжки на месте на двух ногах)
Дети выполняю физкультминутку, за тем снова занимают свои места за столами.
Воспитатель. Слушаем внимательно следующее задание. Мы будем работать с раздаточным материалом.
Работа детей с раздаточным материалом
Воспитатель. Ребята, берём двух полосные карточки. И на верхнюю полоску выложите слева направо столько квадратов, сколько четырёхугольников мы поместили в вагончики. Выкладываем. Сколько вы выложили квадратов?
Дети выкладывают квадраты.
Воспитатель. А теперь выкладываем на нижнюю полоску столько же кругов?
Дети выкладывают круги.
Воспитатель. А теперь добавьте ещё один круг? Сколько кругов у вас получилось?
Воспитатель. Какое число мы получили?
Воспитатель. Получилось число 7.
Воспитатель. Теперь нужно чтобы кругов и квадратов стало поровну. Что нужно сделать?
Воспитатель. Добавив ещё квадрат, какое число мы получили?
Воспитатель. Дети, а какое число больше 6 или 7?
Воспитатель. На сколько больше число 7?
Воспитатель. Число 7 обозначается цифрой 7.
(Воспитатель показывает на экране цифру 7)
Воспитатель. А теперь посмотрите у вас на столе лежат таблички с цифрами. Найдите и покажите табличку с цифрой 7.
Дети находят табличку и поднимают вверх.
Воспитатель. Ребята, мы познакомились с числом 7, узнали, какой цифрой она обозначается. И мы справились ещё с одним заданием, и к нам прилетела ещё одна птица.
(Воспитатель помещает на кормушку картинку вороны)
Воспитатель. Какая птица прилетела на кормушку?
Воспитатель. Мы сейчас выполним последнее задание и вспомним, какие числа и цифры вы уже знаете.
Интерактивная игра «Посчитай и найди»
Воспитатель. На экране картинка с изображёнными предметами. Нужно посчитать предметы и выбрать соответствующую цифру. Если ответ верный, то правильная цифра переместится в пустое окошко, если не верный – останется на месте.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Ребята, мы молодцы. Выполнили последнее задание, и на кормушку прилетела последняя птица.
(Воспитатель помещает картинку снегиря)
Итог.
Воспитатель. Какая последняя птица прилетела на кормушку?
Воспитатель. Сколько всего к нам птиц прилетело?
Воспитатель. Тогда сколько заданий мы выполнили?
Воспитатель. Для чего мы выполняли задания?
Воспитатель. Что нового вы сегодня узнали на занятии?
Воспитатель. С какими заданиями вы справились быстрее?
Воспитатель. Какие наиболее сложными?
Воспитатель. Что интересного было на занятии?