Наталья Зобнина
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наша спутница — вода»
Программное содержание:
1. Уточнить представление детей о значении воды в жизни людей, животных, растений.
2. Подвести детей к понятию того, что запасы пресной воды на земле не вечны, что воду нужно беречь.
3. Уточнить представление о воде в экспериментальной деятельности: установить на опытах, что вода не имеет цвета, вкуса, запаха, а также профильтровать воду.
4. Формировать у детей грамматически правильную речь, отвечать сложными предложениями, развивать умение делать умозаключения.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Наша спутница — вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа:
Беседы о значении воды в жизни животных, растений. Рассматривание иллюстраций, плакатов о воде. Чтение рассказов о воде: «Что вода делает», «Какая бывает вода», заучивание стихов, пословиц, поговорок о воде.
Активизация словаря:
Ввести в словарь детей слова: природные источники, соленая, пресная вода, очищенная вода, фильтрование, запасы воды ограничены, безвкусная вода.
Материал к занятию :
Стаканчики на каждого ребенка, подставки, воронки, баночки, ложечки, трубочки на каждого ребенка. Бумажные салфетки, сахар, загрязненная вода в графине, смородиновый сироп, фонограмма с записью морского прибоя, глобус, колокольчики.
Ход образовательной деятельности:
Звучит фонограмма с записью морского прибоя.
Предлагаю детям подумать и сказать, что же они услышали в этих звуках, догадались ли они, что плещутся морские волны о берег, шумит вода.
В: А сейчас, ребята, послушайте стихотворение:
«Вы слыхали о воде? Говорят она везде:
В луже, море, океане и в водопроводном кране!
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется, лентой серебристой бьется,
На плите у нас кипит - паром чайника шипит.
Растворяет сахар в миг!
Мы ее не замечаем, мы привыкли, что вода – наша спутница всегда : без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!»
Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о воде.
В: Ребята, посмотрите на глобус и скажите какого больше всего цвета мы видим на нем? (ответы детей)
В:Как вы думаете, а что обозначает этот цвет? (Ответы детей)
В: Правильно, голубой краской на глобусе изображена вода : все реки, озера, моря и океаны нашей планеты. Вода занимает большую часть планеты Земля.
В: Ребята, подумайте и скажите: кому нужна вода? (Ответы детей)
В: Да, вода нужна всем : вода дает жизнь и растениям и животным и людям. Вода дает нам здоровье и снимает усталость.
В: Дети, подумайте и скажите, а где в природе можно встретить воду? (Ответы детей)
В: Правильно, вода в природе есть и в реках, и в озерах, морях и океанах, ручейках и родниках и даже в лужах.
В: А как вы думаете, ребята, из каждого ли природного источника можно пить воду? (Ответы детей)
В: Из морей и океанов нельзя пить, потому что вода в них соленая и непригодна для питья. Вода есть в реках и озерах, она пресная. А как вы думаете, кто может пить воду из реки? (Ответы детей)
В: Правильно, дети, животные и птицы пьют воду из реки, потому что их организм приспособлен к этому.
В: А мы с вами можем пить воду из реки? (Ответы детей)
В: Правильно, не можем. Вода в реке грязная, неочищенная, в ней много невидимых микробов, частиц песка, земли, и если пить такую воду, то человек может серьёзно заболеть. Мы с вами пьем очищенную воду.
В: Дети, а как вода попадает к нам в дом? (Ответы детей)
В: Да, ребята, получать чистую воду очень трудно: это большой труд многих людей и машин. Вода попадает в водопровод из реки: ее качают специальные насосы, очищают специальные фильтры от грязи и песка; часть воды подогревают поэтому в наших домах есть и холодная, и горячая вода. Ребята, пресная вода большая ценность, поэтому ее нужно беречь и экономить, следить чтобы кран не был открыт просто так. Послушайте стихотворение:
«Родник иссяк, ручей ослаб,
Вода из крана кап-кап-кап
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря
Не то пройдет немного лет
И нет водицы нет, нет, нет…»
В: Дети, сможем ли мы прожить с вами без воды? (Ответы детей)
В: Скажите, сможем ли мы сберечь запасы пресной воды? Как это можно сделать? (Ответы детей)
В: Молодцы, ребята, очень много вы мне рассказали о воде. А сейчас мы с вами поиграем. Я превращаю вас в маленькие капельки, а маленькие капельки образуют ручеек. Послушайте, как он звенит. (звоню в маленькие колокольчики)
Раздаю колокольчики детям
Физкультурная пауза «Ручеек»
Дети бегут «между камешками», «по равнине», пробивают себе дорогу в горе, «бегут змейкой». Ручеек вливается в большое озеро.
В: Очень хорошо, ребята, звонкий и быстрый получился у нас ручеек.
В: А теперь, ребята, я предлагаю вам побыть в роли ученых и пройти в нашу лабораторию, чтобы провести несколько опытов с водой.
1 опыт: Фильтрование воды.
Показываю детям графин с загрязненной водой, спрашиваю -какая вода налита в графине, как они думают? (Ответы детей)
А сейчас мы с вами профильтруем воду.
(дети фильтруют воду)
Предлагаю обратить внимание на фильтры, что на них осталась?
(Ответы детей)
Мы получили очищенную воду, ее можно пить. Попробуйте ее на вкус, какая она? (Ответы детей)
2 опыт. Растворение сахара
Предлагаю положить в воду немного сахара и размешать раствор. Что произошло? Попробуйте его на вкус, какой он стал?
(дети делают вывод, что сахар в воде растворяется)
3 опыт. Подкрашивание воды.
Скажите, ребята, какого цвета вода?
Правильно, она бесцветная. Предлагаю добавить в раствор смородиновый сироп, что произошло? (ответы детей)
Предлагаю взять трубочки и попробовать раствор.
Благодарю детей за интересно проведенные опыты.
Предлагаю детям вспомнить пословицы о воде.