Ксения Павлова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Жизнь растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Алёнка» г. Советский»
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
№8 «Речецветик».
Тема: «Жизнь растений».
Воспитатель: Павлова К. Л.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Жизнь растений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
г. Советский,
Цель: Развитие познавательной активности детей.
Задачи:
• Систематизировать знания детей о растениях. Продолжать формировать знания о строении растений.
• Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.
• Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.
• Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.
• Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.
Оборудование:
Кашпо с грунтом; слайды с изображением д/ и: “4-й лишний”, “цветок анемона”, “Дерево – кустарник-трава”; мультимедийная установка, модель дерева без корней; модель корневой системы; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”, “Травянистые растения”; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей.
Предшествующая работа:
Знакомство с растениями леса, комнатными растениями, длительные наблюдения за посадками семян, разработка схем-моделей “Признаки живого”, «Строение растений”, проведение игр-превращений “Представь себя совсем иным”, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.
Ход занятия
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Гостям скажем «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— доброе утро!
Воспитатель: Посмотрите, какая у меня коробочка. Хотите узнать, что внутри? Скажу обязательно, если правильно выполните мои задания. Согласны?
Воспитатель: Назовите что-нибудь живое.
Дети: человек, животное, птицы, рыбы и т. д.
Воспитатель: Проходите на стулья. Игра называется «4-й лишний»). Саша, определи на слух лишнее слово и объясни, почему.
Работа по презентации – 3 слайда: животные -песок, рыбы – луна, насекомые – камни.
Воспитатель: Назовите одним словом деревья, кустарники, траву.
Дети: растения.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о жизни растений, и в конце занятия научимся сажать семена цветов, которые находятся у меня в коробке.
Показ.
Воспитатель: Алёша, отнеси коробку, положи рядом с кашпо.
Воспитатель: Мы с вами составляли схему признаков живого организма. Подойдите к схеме. Назовите эти признаки.
Дети: Живой организм может расти, дышать, передвигаться, размножаться…
Воспитатель: Сейчас вам надо вспомнить и назвать части растения. Саша и Алёша остаются работать у мольберта, а остальные ребята подойдут к столу и составят модель растения.
Взаимопроверка. Индивидуальный опрос. Ответы детей.
Воспитатель: Как перемещаются растения? Это легко запомнить. Сейчас я ненадолго превращу вас в семена.
Психогимнастика «Представь себя совсем иным».
Воспитатель: Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю
дети немного пробегают и садятся на ковер.
Воспитатель: Семена, что вы чувствуете?
Дети: Да.
Воспитатель: Семена, чего вы хотите?
Дети: Воды, тепла…
Воспитатель: Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут?
Дети: Вниз, глубже в землю.
Воспитатель:А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю?
Дети: Нет, к солнышку.
Воспитатель: Растет наше растение все выше и выше
Дети встают.
Воспитатель: А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? Ответы детей.
Воспитатель: Можно рвать много цветов? Почему?
Саша: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты!
Воспитатель: Подскажите, зачем растению корень? Всё равно его под землёй не видно.
Ответы детей.
Воспитатель: Давай те проведём опыты и докажем, какие важные функции выполняет корень у растения. Подойдите к столу.
Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом берем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.
Вопросы к детям: Как думаете, какое дерево будет более устойчивым? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей). Вывод: корни удерживают растение в земле.
Для чего ещё растению нужен корень? (Через корень в растение поднимается влага). Хотите увидеть, как это происходит?
Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.
Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.
А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают? (Дышат). Проходят на стулья.
Слайд 3. Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).
Сейчас я покажу вам ещё одну схему (Последовательно появляются схема дерево, куст). Чем деревья и кусты отличаются друг от друга? Слайд - трава. Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?
Воспитатель: А сейчас возьмите любую карточку с растением, внимательно посмотрите, вспомните, какое растение нарисовано на картинке и подойдите к той схеме, которая подходит к вашему растению.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Почему ты подошёл к этой карточке? Что у тебя за растение? Как ты думаешь, Никита правильно выполнил задание?
Воспитатель: Что произойдёт, если с земли исчезнут все растения? Зачем нужны растения? Какая о них польза? Как мы ухаживаем за растениями в группе?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы здорово разбираетесь в растениях, знаете, что им необходимо для роста и теперь я уверена, что мы сможем посадить и вырастить наш цветок.
Воспитатель: Присаживайтесь на стулья, закройте глаза и вы увидите то, что вам сегодня запомнилось больше всего.
Ответы детей.
Воспитатель: Совсем скоро вы станете школьниками и узнаете ещё больше о жизни растений. А сейчас я приглашаю вас взять свои контейнеры, вспомнить, как правильно сажать цветок и посадить свой.
Итог занятия.