Надеина Анна Викторовна
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию «Невидимые чернила»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования
с детьми старшей группы
«Невидимые чернила»
Воспитатель
первой квалификационной категории
ГБДОУ детского сада № 16
г. Петергофа
Надеина А. В. 2020 г.
Преамбула: Образовательная деятельность осуществляется на базе рабочей программы разработанной на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 20.05.2015 № 2/15, Образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ № 16 общеобразовательной программы дошкольного образования (с изменениями на 01.09.2015 г., парциальной программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста. Рабочая программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным образовательным областям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию „Невидимые чернила“» размещена в разделах
Рабочая программа направлена на: - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
Возрастные особенности: Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств, развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Цель: Включение детей в экспериментально-исследовательскую деятельность на основе формирования представления о симпатических (невидимых) чернилах.
Задачи:
Образовательные : Дать элементарные знания из области экспериментирования; осуществлять познавательное развитие в процессе экспериментальной деятельности; расширять кругозор через поисково-исследовательскую деятельность. Закрепить знания детей о геометрических фигурах и цветовых представлениях. Развивать умение строить предположения, устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие : Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия.
Воспитательные: Воспитывать стремление детей к самостоятельности в поведении и приобретении знаний. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Педагогические технологии:
- здоровье сберегающие (пальчиковая гимнастика, физкультминутка,
- технологии проектирования (метод экспериментирования, сравнения, наблюдения,
-технология исследовательской деятельности (наблюдения, эксперименты,
- ИКТ (подбор иллюстративного, дополнительного познавательного материала,
Оборудование для педагога: Компьютер, запись видеообращения, запись видеоролика, утюг, пеленка.
Оборудование для воспитанников: мини-лаборатория, бумага, банки для жидкостей, вода, молоко, лимонный сок, луковый сок, палочки, кисточки, геометрические фигуры разных цветов, клеенки.
Предварительная работа: Работа в центре экспериментирования. Дети познакомились с правилами обращения с неизвестными жидкостями (нельзя пробовать, облизывать, как правильно нюхать на расстоянии.) Беседа о том, кто такие исследователи.
Непрерывно- образовательная деятельность :
Воспитатель: - Ребята, давайте с вами представим, что у нас с вами не простая группа, а центр юных исследователей. Воспитатель спрашивает у детей, кто такие исследователи и чем они занимаются. (Ответы детей)
- Я согласна с вами. Исследователи – это люди, которые занимаются научными исследованиями, с помощью опытов., наблюдений, экспериментов узнают что-то новое, получают новые знания. Я знакома с одним исследователем, который прислал нам всем видео письмо, предлагаю посмотреть его.
Видеописьмо.
«Здравствуйте, дети! В руках у меня лист бумаги, на котором я нарисовал кое-что специальными чернилами, затем я листок высушил. Сейчас я хорошо прогрею бумагу при помощи утюга. (Прогревает). Нагревать можно и свечкой, и под лампой. Видите : на листе бумаги проступает рисунок. Чернила, которыми я пользовался, называются симпатическими- это значит невидимые. Ответьте на вопрос: из чего сделаны эти чернила? Для этого я вам отправил мини-лабораторию. Удачи!»
Воспитатель: - Про какие чернила рассказывал исследователь? Кто запомнил, как они называются? (симпатические)
Ответы детей.
Симпатические - это какие? (невидимые)
Ответы детей.
На какой вопрос нас попросил ответить исследователь?
Ответы детей.
Воспитатель:-А кто помнит, что сделал исследователь с листом бумаги? Какие действия он выполнял?
Ответы детей.
Воспитатель:- исследователь сказал, что отправил нам мини – лабораторию. Я думаю, что она здесь, в группе. Давайте ее хорошенько поищем. Как вы думаете, как она выглядит? Наверное она как-то по особенному упакована. (дети ищут.)
- Кажется, это и есть наша мини-лаборатория! Давайте посмотрим.
Здесь какие-то баночки, ватные палочки и чистые листы бумаги и разноцветные геометрические фигуры. Как вы думаете, для чего исследователь нам это прислал? Для чего нужна бумага? А чем мы будем писать? Как еще можно использовать ватные палочки? Вспомните, чем иногда мы рисуем, если не используем кисточки? (Подводит детей к тому, чтобы они ответили, что писать и рисовать можно ватными палочками). А для чего мы сейчас будем писать или рисовать? И чем?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает взять по одной геометрической фигуре. (Все фигуры разного цвета.)Каждый берет себе одну фигуру. Воспитатель предлагает подойти к тому столу, который соответствует цвету геометрической фигуры и скатерти стола.
Воспитатель :- А теперь ребята на каждый стол возьмите себе по одной баночке. (баночки с наклейками таких же цветов, что и геометрические фигуры и скатерти на столах.) Нужно взять баночку такого же цвета, как и ваша геометрическая фигура. Занимайте места за рабочим столом. (дети становятся вокруг своего стола.) Вы взяли себе баночки. В них разные жидкости. Как узнать, что за жидкость у вас в баночке?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель :- Я хочу вас предупредить – жидкость нам незнакома. А это значит, что ее нельзя пробовать, лизать языком. Можно только посмотреть и на расстоянии понюхать. (Воспитатель показывает, как правильно нюхать незнакомые жидкости.) Давайте попробуем определить, кому какая жидкость досталась. (Дети определяют содержимое банок.)
Теперь мы поняли, что у нас в баночках молоко, лимонный сок, луковый сок и вода.
А перед тем, как мы приступим к работе, мы потренируем наши пальчики. Проводится пальчиковая гимнастика.
В гости
В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.
Воспитатель: Начнем наше исследование! Ребята, давайте нарисуем на листе бумаги геометрическую фигуру, которую вы взяли из коробки исследователя, используя ватные палочки и жидкость из баночки. Дети рисуют.)
- Что сделал исследователь после того, как нанес рисунок?
Ответы детей.
Пока бумага сохнет проводится Физминутка.
ФИЗМИНУТКА
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
Воспитатель предлагает посмотреть слайды, чтобы узнать, чем писали люди в разные времена. Просмотр видеоролика № 1
Просмотр слайдов.
Воспитатель :- Первобытные люди писали на том, что попадалось им в руки: на камне, на листьях, деревьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Древние люди использовали угли от костра, соки разных растений. Писали пальцами. Или процарапывали изображение острой кистью, куском камня, заостренными деревянными палочками.
Так же древние люди писали, выдавливая знаки острой палочкой на куске мягкой глины, который затем сушили и обжигали в печи. Такие таблички могли храниться очень долго, но они занимали много места.
Поэтому в разных концах Земли стали искать более удобный материал для письма. И вот что придумали в Древнем Египте. В болотистых местах там растет растение, которое называется папирус. Это растение употребляли в пищу, а так же из него изготавливали ткани и плоты. А потом из него научились делать материал для письма. Сначала стебли растения разрезали на узкие полоски, смачивали, сушили на солнце и потом склеивали в широкие ленты, которые сворачивали в свитки. Этот материал тоже назывался папирус. Писали на нем при помощи специальной трубочки, у которой конец был сильно заострен. В трубочку заливали сок разных растений – это были чернила. При письме на папирусе оставался четкий тонкий след.
Кроме папируса древние люди использовали пергамент- это выделанные шкуры животных.
А наши предки, древние славяне, писали на бересте, т. е. на коре березы, при помощи специальных палочек из бронзы, которые назывались ПИСАЛО.
Понадобилось много времени, чтобы люди изобрели первую бумагу, а в качестве орудия письма стали использовать гусиное перо.
А потом было изобретено металлическое перо. Его изготавливали даже из дорогих металлов, таких, как серебро и даже золото.
И наконец появилась шариковая ручка, которой сейчас все пишут. Скажите, а чем мы можем еще писать? (Ответы детей.)
А теперь проверим, просохли ли наши листочки. Вы что-нибудь видите на них? Что сделал исследователь, чтобы рисунок проявился? (Ответы детей) Чем нагревал свой листок исследователь? А как вы думаете, чем можно еще нагревать? (Ответы детей.) Давайте прогладим наши листочки утюгом. (Воспитатель проглаживает все листы утюгом, последние те, что были нарисованы водой. На всех рисунках кроме последних, проявляются надписи и рисунки. Воспитатель выясняет, чем писали дети на каждом листе.)
Из чего можно сделать симпатические, т. е. невидимые чернила? (Ответы детей.) А из какой жидкости не получились невидимые чернила? Почему? (Из воды.)
Вам понравилось быть исследователями? Что нового вы узнали сегодня? (Ответы детей.) Мне тоже сегодня было очень интересно! Но запомните : проводить такие опыты можно только в присутствии взрослых, потому что мы использовали нагревательные приборы.
- Теперь наш эксперимент закончен, и мы можем ответить на вопрос исследователя.