Талалаева Светлана Петровна
Конспект поисково-познавательной деятельности в группе с ЗПР для детей старшего возраста «Волшебная бумага«
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №36
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по поисково – познавательной деятельности в группе компенсирующей направленности с ЗПР для детей старшего дошкольного возраста
по теме «Волшебная бумага»
Подготовил воспитатель
Талалаева Светлана Петровна
г. Ангарск, 2021
Цель: Создание условий для формирования представлений о свойствах бумаги через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Публикация «Конспект поисково-познавательной деятельности в группе с ЗПР для детей старшего возраста „Волшебная бумага„» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно - обучающие:
• Продолжать формировать представление детей о свойствах бумаги : гнется, шуршит, мнется, горит.
Коррекционно - развивающие:
• Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение;
• Учить самостоятельно, проводить исследования
• Обогатить словарь: гладкая, складывать, сгибать.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
Словарная работа: гладкая, ровная, шуршит, мнется, бумажные, легкая, сгибается, складывается, горит.
Демонстрационный материал: карточки с каждым исследованием, схема «Спички детям не игрушка», схема свойств бумаги, коробочка, ёмкость с водой, кораблик из бумаги и пластилина, бумажный конверт, спички, колонка, ноутбук.
Раздаточные материал: игрушки, бумага разного размера на каждого ребенка, бумажные разноцветные кораблики, разноцветные конверты и медали на каждого ребенка.
Предварительная работа с детьми: беседа с детьми, о том из чего делается бумага; проведение опытов и экспериментов с бумагой; изготовление поделок из бумаги.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, вы случайно не видели коробочку, такую голубую, железную. Сегодня я её принесла для вас и совсем не помню куда поставила. В ней лежит кое - что для вас, но я забыла, как это называется. Она бывает разноцветной, на ней вы рисуете, а еще вы её разворачиваете, чтобы взять конфету, и еще из неё делают деньги. Что же это? Как называется?
Дети: бумага
(дети находят коробочку)
Воспитатель: Правильно, бумага. Ребята, но в коробочке лежит не просто бумага. Посмотрите, что же это такое? (достаю из коробки карточки с цифрами)
Дети: это карточки с цифрами
Воспитатель: Как вы думаете, что означают эти карточки?
Дети: они показывают номера столов
Воспитатель: Это не просто столы, а наша мини – лаборатория. Я приглашаю вас в мини-лабораторию, где мы будем проводить исследования с бумагой. Кто хочет там побывать?
Дети: мы
Воспитатель: Но прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: нельзя громко разговаривать, не толкать друг друга, не бегать, обязательно соблюдать технику безопасности с опасными предметами.
2. Основная часть.
Воспитатель предлагает детям пройти в мини-лабораторию. На первом столе лежат альбомные листы размером 10*10 см по количеству детей, карточка «Бумага гладкая»
Опыт №1 «Бумага гладкая»
Воспитатель: Посмотрите ребята, что же лежит на столе?
Дети: листочки бумаги
Воспитатель: Ребята, смотря на эти листочки, не трогая их, не прикасаясь, сможем и мы сказать какая это бумага? Гладкая, шершавая, мягкая или твердая?
Дети: нет, не можем
Воспитатель: Что же нам надо сделать, что бы узнать?
Дети: взять бумагу в руки
Воспитатель: Возьмите и погладьте ладошкой бумажные листочки и скажите, какие они?
Дети: гладкие
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Переворачиваю карточку с изображением «Бумага гладкая»
Дети: бумага гладкая
Опыт №2 «Бумага шуршит»
На втором столе лежат альбомные листы размером 10*10 см по количеству детей, карточка «Бумага шуршит»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, бумага может издавать звук?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, как мы можем это узнать?
Дети: смять бумагу
Воспитатель: Я предлагаю вам это проверить и провести исследование. Возьмите листы бумаги сомните её и выполните движение «стирка белья»
Предложить взять листы бумаги размером 10*10 и выполнить движение «стирка белья».
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Переворачиваю карточку с изображением «Бумага шуршит»
Дети: бумага шуршит.
Опыт №3 «Бумага легкая»
На четвертом столе лежат бумажные разноцветные кораблики по количеству детей, кораблик из пластилина и ёмкость с водой, карточка «Бумага легкая»
Воспитатель: Посмотрите, для следующего исследования нам с вами понадобятся кораблики. Возьмите кораблики. Из чего они сделаны?
Дети: из бумаги
Воспитатель: Значит они какие?
Дети: бумажные
Воспитатель: А вот еще один кораблик. Из чего он сделан?
Дети: из пластилина
Предложить каждому ребёнку сравнить кораблик из бумаги и кораблик из пластилина, дав им в руки
Воспитатель: (Называю имя ребенка, скажи, пожалуйста, эти кораблики одинаковые?
Дети: нет, из бумаги легкий кораблик, а из пластилина тяжелый
Воспитатель: У нас есть таз с водой, давайте пустим их в путешествие. Что вы видите?
Дети: бумажный кораблик плывет, а кораблик из пластилина утонул
Воспитатель: Почему он утонул?
Дети: он тяжелый
Воспитатель: А что происходит с нашим корабликом из бумаги?
Дети: он плывет
Воспитатель: Почему? Какой вывод мы можем сделать? Переворачиваю карточку с изображением «Бумага легкая»
Дети: бумага легкая
Воспитатель: Ребята, чтобы продолжить проводить исследования в нашей мини – лаборатории, нам надо немного размяться.
Физминутка
(Дети выполняют)
Воспитатель: Ну что, готовы продолжить наши исследования с бумагой?
Дети: да
Воспитатель: Тогда предлагаю пройти к следующему столу.
Опыт №4 «Бумага сгибается, складывается»
На пятом столе лежат маленькие бумажные разноцветные конверты и листы большого размера с рисунками по количеству детей, карточка «Бумага сгибается, складывается»
Воспитатель: В следующем исследовании нам надо будет отправить ваши рисунки. Посмотрите, во что нам надо вложить ваши рисунки?
Дети: в конверты
Воспитатель: Попробуйте это сделать. У вас получилось?
Дети: нет
Воспитатель: Почему не получилось?
Дети: рисунки большие, а конверты маленькие
Воспитатель: Что же надо тогда нам сделать?
Дети: рисунки сложить в несколько раз
Воспитатель: Как же мы это будем делать? Покажите (складывают бумагу).
Легко сгибается или сопротивляется?
Дети: сгибается легко
Воспитатель: Верно. Бумага пластичная, ее можно сгибать и складывать. Я соберу ваши конверты и отнесу на почту.
Воспитатель: Какой вывод можем сделать? Переворачиваю карточку с изображением «Бумага сгибается, складывается»
Дети: бумага сгибается, складывается
Опыт №5 «Бумага горит»
На шестом столе лежат листочки по количеству детей размером 10*10, спички, схема «Детям спички брать нельзя», карточка «Бумага горит», ноутбук с видео как горит бумага
Воспитатель: Ребята, посмотрите, для следующего исследования нам понадобятся спички и бумага. Скажите, пожалуйста, нам можно брать спички?
Дети: нет
Воспитатель: Почему нам нельзя брать спички?
Дети: потому, что может случиться пожар
Воспитатель: Верно. Поджигать бумагу мы не станем, все знают, что она горит. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка». Показываю схему «Детям спички брать нельзя»
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? Переворачиваю карточку с изображением «Бумага горит»
Дети: бумага горит
Показываю видео, как горит бумага
Опыт №6 «Бумага непрозрачная»
На третьем столе лежат листы белой бумаги, полиэтиленовые пакеты и игрушки по количеству детей, карточка «Бумага непрозрачная»
Воспитатель: Ой, смотрите ребята, я для вас приготовила игрушки и предлагаю вам поиграть в игру «Спрячь игрушку». Но есть не только игрушки, а еще листы бумаги и пакеты. Как же мы можем спрятать игрушку с помощью полиэтиленового пакета?
Дети: положить игрушку в пакет, накрыть игрушку пакетом.
Воспитатель: Давайте попробуем. Что у нас получилось?
Дети: игрушку видно
Воспитатель: А как вы думаете, почему игрушку видно?
Дети: пакет прозрачный и видно игрушку
Воспитатель: А теперь давайте попробуем спрятать игрушку с помощью бумаги. Что же нам надо сделать?
Дети: завернуть в бумагу, спрятать за бумагу, накрыть бумагой
Воспитатель: Почему сейчас я не вижу вашу игрушку? Какой вывод можно сделать? Переворачиваю карточку с изображением «Бумага непрозрачная»
Дети: бумага непрозрачная
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и всё ребята, мы с вами провели исследования с бумагой, давайте еще раз повторим, что узнали о бумаге (Обращаюсь к карточкам, что можно с ней делать, какая она (гладкая, легкая, непрозрачная, ее можно сгибать, сворачивать, она горит).
Воспитатель: Спасибо, ребята, за старательность, за желание узнать больше.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, а какой из опытов вам больше всего понравился? Почему?
Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо поработали и справились со всеми опытами, и за это я подарю вам медали.