Алёна Стерляжникова
Конспект по подготовке к обучению грамоте «Звук [Л] и буква «Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ».
Цель: знакомство со звуком и буквой Л.
Задачи:
- учить определять место звука в слове
- Формировать умение читать слоги, ударение, называть слова с начальных слогов, читать слова (МАМА, МЫЛО)
Темочки:
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Материалы: схема («звуковой круг», картинки со звуком «Л», схемы и фишки для обозначения звука в слове, картинка с буквой Л.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дефектолог показывает букву Л. Дети выкладывают букву Л из ракушек.
Дефектолог:
- Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете называть звуки в таком порядке, как я скажу.
- Назвать первый звук в слове «Луна», последний звук в слове «Укол», второй звук в слове «Улыбка» и т. д.
- Какой звук вы все называли? - звук [Л]
- Что это за звук? Как мы его обозначаем? – синим кружком и буквой.
2. Сообщение цели занятия.
- Сегодня мы будем играть со звуком [Л] и словами на этот звук.
Пишем букву «Л» и читаем слоги
Буква «Л» написана в левом уголке, а в правом - её шуточное изображение.
И. Блюмкин.
Клоун в цирке так хорош,
Он на букву Л похож.
Гласные, соединяясь с согласными, образуют слог.
«Звуковой круг»
Педагог показывает детям круг, в центре которого звук «Л», а вокруг гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «Э».
Несколько слогов дети произносят совместно с педагогом, остальные-самостоятельно по аналогии.
Дети совместно с дефектологом упражняются в чтении слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.
Физкультминутка
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске- руки в боки.
Наклонились вправо, влево,
Получается на славу.
Молодцы!
Вправо-влево, влево-вправо…
Игра «Раздели правильно»
Под каждой картинкой разделить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в их названии.
-Ребята, на сколько частей можно разделить прямоугольник под картинкой с изображением луны?
(На две, потому что в слове луна 2 слога). Давайте с вами проговорим это, приложите руку к подбородку. Сколько раз у вас открывается рот? (2, значит 2 слога. (Аналогично со словами лыжи, лук, лак, лупа).
«Читаем первые слова»
Дефектолог:
-Ребята, слоги, соединяясь вместе, образуют слова.
Послушайте, одинаково ли слоги произносятся в слове маама. (Нет, первый слог произносится более протяжно).
- Ребята, давайте произнесём слово маама, выделяя первый слог.
Слог, который в слове произносится протяжнее, называется ударным, и над ним ставится значок, который называется «ударение» (обращает внимание детей на значок над буквой «А» в слове мама).
Прочитайте написанные слова (мама, мыло).
- Какие слоги соединились вместе, чтоб получилось слово мама? (МА)
- Какой звук мы произносим в слове мама более протяжно? («А»)
Далее проводится аналогичная работа со словом мыло, ударение дети отмечают самостоятельно.
Итог занятия
- Ребята, что вы с вами делали сегодня? О каком звуке говорили? Какой это звук? Почему он гласный?