Гульсина Шаульская
Рекомендации семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Большая ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах — дефектологах, врачах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. Новые педагогические технологии воспитания и обучения «особых» детей еще более расширяют зону ответственности, включая в нее специалистов массовых детских учреждений, родителей здоровых детей и все общество в целом.
Усилия педагогического коллектива, специалистов сопровождения должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической и реабилитационной компетентности.
На современном этапе становления инклюзивного образования родителям детей с ОВЗ необходима помощь со стороны специалистов сопровождения, так как отсутствие психолого-педагогических знаний, неумение сделать выбор в пользу своего ребенка приводит к ошибкам, неправильной оценке возможностей и образовательных потребностей, а значит, к неэффективности воспитания, обучения и социализации ребенка.
В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, в силу описанных выше причин родителями часто используются неправильные модели воспитания. Ниже приводятся их характеристики.
Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка как бы помещают в тепличные условия, в связи с чем он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания и т. д. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают возможности его развития. Однако родителям ребенка с отклонениями в развитии, как правило, трудно определить, что может сделать сам ребенок, а в чем ему необходимо помочь. Модель воспитания «гиперопека» часто встречается у родителей детей с отклонениями в развитии. Тяжелый дефект (при детском церебральном параличе, умственной отсталости, раннем детском аутизме) провоцирует родителей на использование неадекватного воспитательного подхода.
Противоречивое воспитание. Ребенок с отклонениями в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. Так, например, родители ребенка могут быть сторонниками жесткого воспитания и предъявлять к нему соответствующие требования. Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать более мягкую позицию и поэтому разрешать ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному перенапряжению у ребенка. Родители или другие близкие постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку с отклонениями в развитии в силу имеющихся нарушений трудно справиться. У ребенка возникает повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей. Он всегда чуть-чуть не дотягивает до оптимального результата, поэтому неуспешен. Его часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что, несомненно, формирует у него заниженную самооценку.
Авторитарная гиперсоциализация. К этой модели чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокий социальный статус. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные навыки. Родители, использующие такую модель, как правило, переоценивают возможности своего ребенка.
Воспитание в «культе» болезни. Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к больному. При таком характере взаимоотношений у ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, например простудой. Ребенок относится к себе как к больному, в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом, неспособном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.
Модель «симбиоз» развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи — атмосферу абсолютной любви к ребенку. Они практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате такого воспитания у ребенка формируется эгоистическая личность, неспособная к проявлению любви.
Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и стыда из-за того, что дети проявляют неуспешность и неумелость. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосильную ношу, как крест на всю жизнь.
Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусом (семьях наркоманов, алкоголиков) или в семьях, где ребенок с отклонениями в развитии не имеет ценности в силу нарушений развития. Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен. Никто не следит за его режимом дня и соблюдением условий, обеспечивающих его развитие. Однако в таком же положении могут быть и его здоровые братья и сестры.
Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов. В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта.
Можно предложить различные модели психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве.
*Педагогическая модель: недостаточная педагогическая компетентность родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании ребенка. Консультант анализирует ситуацию, жалобы родителей и вместе с ними вырабатывает программу воспитательных мероприятий.
*Диагностическая модель: основана на гипотезе о недостатке информации о ребенке у родителей и предполагает оказание помощи в виде диагностического заключения, которое поможет им принять верные организационные решения (направить в соответствующую школу, клинику и т. п.).
Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может быть представлен в виде следующих этапов:
1.- исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;
- установление контакта, работа на преодоление реакций психологических
защит, мотивирование на сотрудничество;
-оценка путей оказания психолого-педагогической помощи;
- выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики;
- работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи
семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;
- анализ эффективности достигнутых результатов.
2. Разработайте тематику консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ.
Тематический план
«Знакомство». Права и льготы детей с ОВЗ и их семей.
- Стили семейного воспитания. Знакомство с семьями, воспитывающими детей - инвалидов.
- Информировать родителей о деятельности образовательного учреждения. – Привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и взаимодействию с ребенком.
- Познакомить участников встречи с правами и льготами детей с ОВЗ и их родителей.
- Предоставить информацию о родительских стилях воспитания.
- Мотивировать родителей на участие в мероприятиях.
- Создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в ходе мероприятия посредством игровых техник.
«Материнская любовь» Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком.
- Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу;
- Снять барьеры в общении и перейти к открытым, доверительным отношениям;
- Показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.
«Тело как зеркало души» Дискуссия о связи эмоциональных проблем и физического самочувствия человека.
-Содействовать снижению утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов, эмоционального напряжения.
-Способствовать укреплению эмоциональной устойчивости, повышение настроения.
«Почему мой ребенок злой?» Создание коллективной сказки «Злючка -колючка» - познакомить с причинами появления агрессивности; на примерах из жизни своего ребенка
- помочь участникам встречи в поиске путей пре одоления агрессивного поведения детей;
- познакомить с основными методами и приемам и взаимодействия с детьми, проявляющими агрессию.
«Детские провокации, или как установить запреты» Импровизация, ролевая игра «Я на твоем месте», «Я – это ты»
- Обсудить вопросы, касающиеся наказания, запретов, ограничений в процессе воспитания детей.
- Предоставить возможность родителям поделиться опытом воспитания.
- Выработать наиболее приемлемые способы ограничений, запретов в воспитании детей.
- Способствовать повышению настроения при помощи игр.
«Маленькие манипуляторы» Мини-лекция «Почему дети нами манипулируют»
- Познакомить участников встречи с понятием «детская манипуляция» и причинами ее возникновения.
- Рассказать о проявлениях детских манипуляций и выработать рекомендации для решения данной проблемы.
- Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу.