Елена Денисенко
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук к [К’], буква К»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Звук К (К', буква К.
1. Анализ звука. При произношении звука К губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов; К' отличается от К тем, что губы растягиваются в легкой улыбке и открывают зубы. Звук произносится тихо и называется глухим. Его нельзя тянуть.
2. Загадка
Вот шершавый стебелек, В середине — уголек,
Лепестки блестят, как лак, — Распустился красный.
(Мак)
• Сопровождается предметной картинкой.
— Сколько звуков мы слышим в этом слове? Какими буквами они обозначаются?
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук к [К’], буква К“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
— Сколько в слове слогов? Как догадались?
• Далее идет характеристика каждого звука.
• На фланелеграфе это слово представлено буквами большого формата.
— Какой звук можно произнести громко, сказать тихо, спеть, протянуть?
• Ответы детей (гласный А).
Интонационно выделяя звук А, воспитатель задерживает указку под второй буквой. Дети долго тянут звук А, убеждаясь, что во рту ничего не мешает, воздух идет свободно, звук произносится полным голосом.
• Затем воспитатель предлагает проверить, как произносятся звуки М и К :
— Произносить М нам помогают губы, а произносить звук К помогает язык.
• Дети приходят к выводу, что К — согласный звук : его нельзя тянуть и произнести громко.
3. Анализ буквы К.
Кто отправился в полет, В клюве веточку несет?
В. Степанов
Воспитатель показывает элементы буквы К. Дети в воздухе повторяют движения воспитателя.
— Какой звук в словах стихотворения повторялся чаще других? Назвать слова со звуком К :
Кот копеек накопил, Кошке козочку купил,
А козе капустки, Кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка, Кошке даст молока.
Физкультминутка
Ходит по двору индюк
Руки на поясе, ходьба с высоким подниманием ног.
Пролетел над полем жук.
Махи руками.
По цветку ползет паук,
Шаги с движением рук вперед и к груди.
Обломал он старый сук.
Присесть, хлопок.
4. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Составление из букв слов мышка, камыш.
Затем дети произносят анаграмму (т. е. скажешь слово — * слышишь два). Слово «мышка» произносится быстро несколько раз, и только тогда дети слышат этот «фокус».
Загадки
Кто два раза на свет родится?
(Птицы)
Что всего на свете мягче?
(Руки)
• Составляем слово РУКА
Белая водица Всем нам пригодится.
Из водицы белой Все что хочешь делай:
Сливки, простоквашу, Масло в нашу кашу,
Творожок на пирожок, Кушай, Ванюшка-дружок!
Ешь да пей, гостям налей И коту не пожалей!
(Молоко)
Из слогов дети составляют отгадки, а слово МОЛОКО анализируется:
Сколько в слове звуков?
Назовите гласные звуки, согласные.
Сколько в слове слогов? Первый слог? Второй слог? Третий?
Составляем предложения с этим словом и, по возможности, расширяем их.
МОЛОКО ХОРЫ КУРЫ КОСА РУКА САЛО
5. Чтение слоговой таблицы:
МО РЫ СА
ХО ЛО КА
КУ РУ КО
6. Фонетическая игра «Перекличка».
Дидактическая задача. Учить детей говорить ясно, четко; закреплять умение вычленять и произносить первый звук слова.
Содержание. Воспитатель показывает буквы. Дети встают и произносят свое имя или фамилию, если они начинаются с этой буквы.
Вариант. Можно давать задание, когда данный звук и обозначающая его буква находятся также в середине и в конце имени.
7. Итоги занятия. Что нового вы узнали на занятии обучение грамоте? С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Какое из заданий понравилось больше всего? Сюрпризный момент.