Ольга Пушкарева
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуком [Ч] и буквой «Ч» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: познакомить со звуком [ Ч ] буквой Ч ; учить узнавать звук в слове, читать слоги и слова с новой буквой ; формировать навыки словообразования (отчества мужского пола); развивать фонематический слух, память, внимание и мышление.
Оборудование: карточки со словами, слоговая таблица, карточка с буквой Ч, тетради, карандаши.
Ход занятия:
1,Орг. Момент.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Знакомство со звуком [Ч] и буквой „Ч“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Ребята, сейчас у нас «Обучение грамоте». Чем мы занимаемся на этом занятии? (Ответы детей).
- Правильно! И чтобы вам было интересней, я хочу сделать сюрприз, но для этого надо узнать буквы и прочитать слово.
Игра: «Узнай слово» (слово БУКЕТ) – выношу корзину с цветами.
2. Знакомство со звуком [ Ч ] и буквой Ч.
- А о каком звуке мы будем говорить сегодня вы узнаете, отгадав загадки.
Загадки:
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в руке. (Удочка)
С помощью какого предмета можно узнать, который час? (Часы)
-И какой же это звук? (Ч)
Анализ звука : Звук [ Ч ] – согласный, глухой и всегда мягкий. Он может находиться в начале, в середине и конце слова.
В начале: чай, чайка, чулок.
В середине: бочка, ночка, дочка …
В конце: луч, дочь, плач…
-На письме звук [Ч ] обозначается буквой Ч. На что она похожа?
Да, мы правильно решили:
Ч мы пишем как 4
Только с цифрою, друзья,
Букву путать нам нельзя. (Прописываем букву в воздухе.)
3. Чтение слогов по слоговой таблице: ча – чо – чу - чи; ач – оч– уч - ич.
-Утомились мы, друзья,
Отдохнуть нам всем пора!
4. Физминутка: (с движениями)
Ча- ча- ча-
Мы увидели грача.
Чу- чу- чу-
Молоточком я стучу.
Чо- чо-чо-
Греет солнце горячо.
Чи- чи – чи-
Пироги у нас в печи.
-Отдохнули мы, друзья,
Нам читать слова пора!
5. Чтение слов, объяснение их значения: часы, хочу, дача, чучело, учи, лечи, мячи, сода.
-В каком слове нет новой буквы Ч?
6. –Очень часто звук [Ч ] встречается в отчествах сыновей.
Д. /И. – «Назови отчество сына» (Я вам называю имя папы, а вы отчество сына: У Глеба – сын Глебович.)
У Ивана – сын…
У Петра – сын…
У Сергея сын…
У Андрея сын…
У Бориса сын…
У Павла сын…
У Василия сын…
У Кузьмы сын…
7. А, сейчас вам задание по труднее. Надо слоги ЧА и ЧУ добавить так, чтоб получилось слово.
Игра: «Добавь слог ЧА и ЧУ»
ТУ, У, СКА, ДА, ЛЕ, ЗАДА, УДА, КА, ПЕРЕДА… .
8. Я смотрю, вы, подустали!
Ну-ка все мы дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Ушки навострили,
Глазоньки окрыли!
А теперь все дружно сели и приготовились отгадывать загадки. (картинки и слова- отгадки вывешиваю)
1) Всё идут, всё идут, только с места не сойдут. (часы)
2) Он упрямый и пузатый, больно бьют его ребята. От чего беднягу бьют? От того, что он надут. (мяч)
3) На голове пуговица. Одна рука, да и та на спине. (чайник)
4) Два близнеца, два братца. На нос верхом садятся. (очки)
В этих отгадках есть наш новый звук Ч и буква «чэ», где она находится?
Сейчас мы поиграем с этими словами (разделим их на слоги, найдем ударение и зажжем фонарики - дадим жарку звукам)
- Работа в тетрадях.
9. Итог. Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились?
Какой он? Какой буквой он обозначается на письме?