Ирина Рябова
Конспект занятия по обучению грамоте «Прогулка по осеннему лесу» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Прогулка по осеннему лесу».
Домиирующая образовательная область: «Речевое развитие».
Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Интегрированные задачи:
Образовательные:
• уточнять и закреплять умение выделять первый звук в слове;
• закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различении согласных звуков по твердости и мягкости;
• совершенствовать технику чтения слогов, слов.
• совершенствовать умение делить слова на слоги;
• различать написание букв;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Прогулка по осеннему лесу“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
• формировать умение различать листья деревьев различных видов;
• закреплять умение аккуратно наклеивать и равномерно располагать листья на бумаге.
Развивающие:
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать навык правильного дыхания;
• развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
• развивать творческое воображение;
• развивать способность детей разгадывать загадки.
Воспитательные:
• воспитывать доброжелательные отношения;
• воспитывать выдержку, умение слушать других детей;
• воспитывать любовь к природе.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, изобразительная, коммуникативная, двигательная, музыкальная, игровая.
Словарная работа: гласный, согласный звук; листопад; кленовый, рябиновый, березовый, вязовый, дубовый, осиновый (лист).
Предварительная работа: знакомство с названиями деревьев, заучивание стихотворений о осени, разучивание физминутки.
Материал и оборудование: предметные картинки; корзины красного, зеленого, синего цвета; грибы с предметными картинками; осенние листья с буквами; листья, висящие на ветках; пойетки фигурные; объемный лист; клей, салфетки, клеенки, мольберт.
Ход НОД.
1. Огранизационный момент.
-Ребята! Сегодня на занятии мы вспомним, что мы умеем и чему научились. А прежде вспомним правило, которое помогает нам красиво говорить.
Говорим всегда красиво, четко и неторопливо,
Плавно, громко говорим и, конечно, не спешим.
2. Перемещение в осенний лес.
- А сейчас послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.
Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но все же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
Что за пора к нам пришла? (Осень.)
- Мы заем, что осень бывает разной? Какой период осени наступил? (Период поздней осени)
- А какая еще бывает осень? (Ранняя, золотая)
- А хотели бы вы еще раз насладиться красотой золотой осени и прогуляться по осеннему лесу? (Да)
- Ну тогда отправляемся в путь!
- Слушайте внимательно и повторяйте за мной:
Подуй на одно плечо,
Подуй на другое,
Подуй вниз,
Подуй вверх.
Вокруг себя обернись
В лесу окажись.
(Дети выполняют по словесному указанию)
Звучит фоновая музыка. Воспитатель с детьми оказываются в лесу.
3. Игра «Звуковые корзины».
- Вот и оказались мы в осеннем лесу.
Осенний лес - какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.
- Как хорошо в лесу! Как тут красиво, тихо… Воздух свежий и чистый…
- Ребята, скажите, какая погода бывает осенью? (Туманная, ветреная, ненастная, сырая, облачная, дождливая)
- Погода стоит то теплая и солнечная, а то дождливая. А что вырастает (появляется) в лесу после дождя? (Грибы)
- Посмотрите, сколько много грибов выросло на поляне после дождя! Давайте пройдем и соберем по одному грибочку. (Дети ходят по группе, берут по одному грибу и возвращаются на прежнее место)
- Ребята, а грибы-то не простые, это грибы с картинками. Мы сейчас эти грибы будем раскладывать в такие корзины. (Воспитатель показывает три корзины разного цвета: красного, синего, зеленого)
- Но корзины у нас тоже непростые, а звуковые.
- Давайте вспомним, каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным цветом). Значит в красную корзину будем складывать грибы-картинки, которые начинаются на гласный звук?
- Каким цветом обозначаем твердые согласные? (синим цветом) Здесь будут начинаться слова на твердый согласный звук.
-Мягкие согласные? (зеленым цветом) А здесь будут начинаться слова на мягкий согласный.
Ваша задача посмотреть на свою картинку, определить первый звук в этом слове, разложить грибы по своим корзинам.
- И, так, начинаем. (Дети раскладывают грибы по корзинкам, затем воспитатель проверяет правильность выполнения задания)
- Молодцы, отлично справились с заданием. Продолжаем наше путешествие дальше.
4. Дыхательная гимнастика «Дуем на листочки»
- Как называется явление природы, когда осыпаются листья с деревьев? (Листопад.)
- Посмотрите, сколько много листьев осыпалось с деревьев и лежат на нашем пути. Давайте сдуем их. Сейчас мы устроим настоящий листопад!
Будем правильно дышать,
Листочки с веточек сдувать.
- Возьмите по веточке и подуем на листочки. Дуем правильно: вдыхаем через нос, выдыхаем через рот; выдыхаем весь воздух, чтобы не оставался в щеках.
(На столе лежат веточки с осенними листочками)
- Молодцы, хорошо постарались. 1-2-3- листочки в корзину собери.
5. Игра «Танцующие листочки».
- Ребята, мы так сильно дули на листочки, что они разлетелись в разные стороны и приземлились на стулья.
- 1-2-3- листочек аккуратно возьми. Возьмите листок и сядьте на стул. А листочки у нас необычные – с буквами. Мы с вами играли со звуками, а теперь поиграем с буквами.
-Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим)
-Листочки закружились на ветру и будут исполнять свой танец, но им нужно найти свою пару.
- Посмотрите внимательно все ли листья одинаковые?
- Чем они отличаются? (по форме, цвету)
Листочки у нас разные, и будут искать себе пару по одинаковым признакам?
1-2-3- кленовый листочек подними,
3-4-5- будем вместе мы читать.
Кленовые листочки подойдите ко мне, прикрепите свои листья к доске. Давайте соединим их и попробуем прочитать. (УТ-ТУ)
1-2-3- березовые листочки подними,
3-4-5- будем вместе их читать. (ИЧ – ЧИ)
Аналогично выполняют задание с листьями других видов.
(Дети читают: АЖ-ЖА. ЭМ-МЭ, УЛ-ЛУ, ОК-КО, и т. д.)
- Мы с вами читали слоги, а теперь будем соединять слоги в слова.
- А какие слова, вы узнаете, если отгадаете загадку. (А в этом вам помогут картинки-подсказки)
Пушистая вата
Плывет куда - то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(ТУЧИ)
(Показ картинки)
- Сколько слогов в этом слове? (В этом слове 2 слога, ТУ-ЧИ)
- Какой первый слог в слове ТУ-ЧИ? Найдите первый слог ТУ и выложите его под картинкой.
- Какой второй слог в слове ТУЧИ? (Второй слог - ЧИ)
- Какое слово у нас получилось, давайте прочитаем. (ТУЧИ)
Небо вверх ногами
Разлеглось кругами (Лу-жа)
(Показ картинки)
- Сколько слогов в этом слове? (В этом слове 2 слога, ЛУ-ЖА)
- Какой первый слог в слове ЛУЖА? Найдите на доске слог ЛУ и выложите его под картинкой.
- Какой второй слог в слове ЛУ-ЖА? (Второй слог - ЖА)
- Какое слово у нас получилось, давайте прочитаем. (ЛУЖА)
6. Физминутка «Осенью».
По дороге мы идем,
Листья сыплются дождем.
Красно – желтый листопад
Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука.
Будем листья собирать. (Вращение руками.)
Низко – низко приседаем,
И листочки собираем.
Соберем большой букет
Славной осени привет. (Приседание.)
-Ребята, пока мы собирали осенний букет, посмотрите какой лист я нашла.
Воспитатель достает объемный лист, показывает детям.
Лист большой, а внутри маленькие (листочки)
Воспитатель достает из листа маленькие листочки.
7. Игра «Украсим букву».
- А теперь к доске идем
Листья мы свои возьмем
- Возьмите каждый свой листок. И пройдем в нашу лесную мастерскую.
1-2-3- листочек буквой поверни. (Поверните листок так, чтобы буква лежала лицом к вам)
3-4-5- руки складываем так.
-Мы будем украшать наши буквы нарядными осенними листочками. Наносим клей на одну сторону листочка и приклеиваем к букве. Вот такие красивые, осенние буквы у нас получатся.
- Пока вы открываете клей, я раздам вам листочки.
(Дети выполняют аппликацию. Во время выполнения звучит музыка Ф. Шопен «Осенний вальс».)
- Кто закончил, повесьте свои буквы на доску. Когда вы пойдете домой, эти листочки можете забрать, как в память о нашем занятии.
- Ну, а нам пора возвращаться в группу.
Раз, два, три
Нас домой, лес, верни!
Звучит фоновая музыка. Воспитатель с детьми оказываются в группе.
8. Итог.
- Где мы с вами путешествовали?
- Какие задания мы выполняли?
-Какое задание вам понравилось?
- Какое задание вам показалось наиболее трудным?
- Почему?